- Главная
- Литература
- Презентация на тему Русский символизм в литературе
Содержание
- 2. В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть
- 3. В 1910 г. в «Обществе ревнителей художественного слова» были прочитаны программные доклады А. Блоком – «О
- 4. В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из мистических туманов символизма, возникает кружок «Цех
- 5. Названием этого течения подчёркивалась устремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным органом акмеистов стал журнал
- 6. Претензии акмеистов оказались явно несостоятельными. Горький в своей статье «Разрушение личности» писал о «новейшей» литературе. Она
- 7. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом. «Мы будем бороться
- 8. «Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом». Говоря об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв
- 9. Александр Блок Без названия Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной
- 10. Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая
- 11. Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование, преклонение юноши - поэта перед совершенством.
- 12. Александр Пушкин К*** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений
- 13. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал
- 14. Стихотворение “Я помню чудное мгновенье...” было написано в 1825 году. Оно поражает удивительной стройностью. Это произведение
- 15. Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова: Передо мной явилась ты... Не
- 16. Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда
- 17. Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось,
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить
В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить
Александр Блок
Слайд 3 В 1910 г. в «Обществе ревнителей художественного слова» были прочитаны программные
В 1910 г. в «Обществе ревнителей художественного слова» были прочитаны программные
Вячеслав Иванов
Валерий Брюсов
Слайд 4В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из мистических туманов
В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из мистических туманов
Николай Гумилев
Сергей Городецкий
Слайд 5Названием этого течения подчёркивалась устремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным
Названием этого течения подчёркивалась устремлённость его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным
Обложка для журнала "Аполлон"
Слайд 6Претензии акмеистов оказались явно несостоятельными. Горький в своей статье «Разрушение личности» писал
Претензии акмеистов оказались явно несостоятельными. Горький в своей статье «Разрушение личности» писал
Горький Максим (Пешков Алексей)
Слайд 7Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с
Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с
Слайд 8«Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом». Говоря об отношениях мира
«Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом». Говоря об отношениях мира
Слайд 9 Александр Блок
Без названия
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я
Александр Блок
Без названия
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
25 октября 1902
Слайд 10Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме".
Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме".
Это - молитва, обращенная к Владычице Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, является шедевр "Вхожу я в темные храмы".
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнении с богатейшей духовностью его идеала. Прекрасно показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали - красных лампад. Красный - цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней, озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни вздохи, ни речи
Но я верю: Милая - Ты.
Слайд 11Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование, преклонение юноши
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование, преклонение юноши
Мечта Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, "чорных зданий", "жолтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока - рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающую тот религиозный, мистический колорит. В тексте присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза, отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой, самоотверженной и преданной любви к Родине.
Слайд 12Александр Пушкин
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой
Александр Пушкин
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Слайд 13В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви,
В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви,
Вот строки из замечательного стихотворения, которое он посвятил Анне Петровне Керн:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Такими прекрасными словами о могучей и благотворной силе любви начинается одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Стихи “поют” и “смеются”. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную любовь. Это, несомненно, одна из вершин пушкинской лирики.
Слайд 14 Стихотворение “Я помню чудное мгновенье...” было написано в 1825 году. Оно
Стихотворение “Я помню чудное мгновенье...” было написано в 1825 году. Оно
В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”).
Слайд 15Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
Передо
Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
Передо
Не “возникла”, не “очутилась”, а именно “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном:
Как мимолетное виденье...
Но по длительности вполне достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу:
Как гений чистой красоты...
Выяснилось, что “гений чистой красоты” заимствован поэтом из стихотворения Жуковского “Я музу юную бывало...”, где так названо божество.
Наступили тяжелые годы изгнания. Поэт говорит об этом времени:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья.
Без слез, без жизни, без любви.
Слайд 16Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы,
Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы,
Вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Последние два стиха повторяют начало стихотворения. Они знаменуют возврат к юности. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.
Слайд 17Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи
Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи
Может быть, сыграло некоторую роль особое, удобное для произношения гласных и согласных отсутствие шипящих и свистящих, преобладание звуков “о”, “е”, “а". Но вряд ли сам поэт думал об этом, когда на едином порыве писал это стихотворение. Ему, конечно, важно было в ту минуту передать овладевшее им волнение. Мелодия рождалась как бы сама собой, подсказанная сердцем. Но безукоризненный вкус поэта и чувство родного языка, несказанно богатого не только в смысловом, но и в звуковом отношении, дали ему возможность найти самые точные по смыслу и вместе с тем самые мелодичные слова.
Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красивые слова подобрал поэт, чтобы выразить глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.