Жанровое своеобразие Мертвых душ

Содержание

Слайд 2

Цель урока

Познакомить учащихся с особенностями построения произведения
Показать жанровое своеобразие произведение

Цель урока Познакомить учащихся с особенностями построения произведения Показать жанровое своеобразие произведение

Слайд 3

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное»
Л.Н.Толстой

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

Слайд 4

Размышления о жанре произведения

Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму,

Размышления о жанре произведения Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму,
подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал

Слайд 5

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то,

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что
что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…»
В.Г.Белинский

Слайд 6

Вывод

Субъективность произведения проявилась:
в лирических отступлениях
по ходу самого повествования в авторских

Вывод Субъективность произведения проявилась: в лирических отступлениях по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях
оценках и комментариях

Слайд 7

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит
ставит перед собой автор.

Задача эпической части

Задача лирической части

Показать
«хотя с одного
боку Русь»

Показать
лирический идеал
автора

Слайд 8

Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина

Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и
и повествование, и лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.

Слайд 9

Язык лирической части поэмы

Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное):

Язык лирической части поэмы Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное):
«Не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное».
Высокая образность
- метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;

Слайд 10

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно,
необъятно, звучно и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»);
- гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
3. Поэтический синтаксис:
- риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»);
- восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);

Слайд 11

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься
несешься ты?»);
- анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»);
- повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);

Слайд 12


- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового

- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли
пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»);
- градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…»
- инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).

Слайд 13

Язык эпической части поэмы

Речь героев индивидуализирована.
Широко вводятся:
- просторечная лексика
- просторечные

Язык эпической части поэмы Речь героев индивидуализирована. Широко вводятся: - просторечная лексика
устойчивые обороты
- пословицы и поговорки
Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».

Слайд 14

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.

Основной мотив лирического

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже. Основной мотив лирического
пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»

Слайд 15

В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора,

В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы,
границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.

Слайд 16

Черты романа в «Мертвых душах»

Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова,

Черты романа в «Мертвых душах» Романное начало связано прежде всего с образом
хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета.
Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой).
Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон»)
«Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.

Слайд 17

Принципы плутовского романа

Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец
Сюжет построен на логически

Принципы плутовского романа Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец Сюжет построен
не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги)
Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму.
Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность

Слайд 18

Вывод

Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ»

Вывод Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ»
продолжается
По проблематике произведение шире плутовского романа
Лирические и эпические картины сменяют друг друга
Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче

Слайд 19

Спасибо за работу! Удачи вам!

Спасибо за работу! Удачи вам!
Имя файла: Жанровое-своеобразие-Мертвых-душ.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0