Слайд 2Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово,
![Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-1.jpg)
сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции:
Слайд 3венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами,
![венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-2.jpg)
осенние мотивы из ягод и листьев.
Слайд 4Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не
![Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-3.jpg)
повторяет один и тот же рисунок.
Слайд 5Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской
![Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-4.jpg)
живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.
Слайд 6Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны
![Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-5.jpg)
стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.
Слайд 7Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями
![Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-6.jpg)
и самыми мелкими цветочками.
Слайд 8Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и
![Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-7.jpg)
фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.
Слайд 9Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции—где будут большие цветы, где
![Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции—где будут большие цветы, где](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-8.jpg)
поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.
Слайд 10Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые
![Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-9.jpg)
освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.
Слайд 11И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков
![И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-10.jpg)
цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые.
Слайд 12Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность.
![Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-11.jpg)
Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.
Слайд 13Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой
![Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-12.jpg)
золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.
Слайд 14Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком.
![Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-13.jpg)
А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво?
Слайд 15ЗАДАНИЕ
Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или
![ЗАДАНИЕ Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-14.jpg)
картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не забудь про бортик.
Слайд 16ЗАДАНИЕ
Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только
![ЗАДАНИЕ Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-15.jpg)
не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон.
Слайд 17ЗАДАНИЕ
Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у
![ЗАДАНИЕ Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-16.jpg)
тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.
Слайд 18ЗАДАНИЕ
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью.
![ЗАДАНИЕ Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287011/slide-17.jpg)
Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.