Слайд 2Золушка — балет Сергея Прокофьева. Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Музыка к балету
написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.
Слайд 3Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра.
Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет «Золушки» ставились балеты на музыку других композиторов.
Слайд 48 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил
художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца — К. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.
Слайд 5Краткое содержание
Акт первый
В доме злой мачехи она сама и две ее дочери
Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается — это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие — в полночь она должна оттуда уйти.
Слайд 7Акт второй
Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры.
Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.
Слайд 9Акт третий
Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам
королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку — она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке — это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.
Слайд 11Музыка балета
Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение. Кроме
того Прокофьев на ее основе создал произведения для оркестра и отдельных инструментов.
Оркестровые сюиты
Сюита № 1 из балета «Золушка», ор. 107.
Сюита № 2 из балета «Золушка», ор. 108.
Сюита № 3 из балета «Золушка», ор. 109.
Фрагменты, аранжированные для фортепиано
Три пьесы, ор. 95.
Десять пьес, ор. 97.
Шесть пьес, ор. 102.
Слайд 12Интересные факты
Роли мачехи и сестер в некоторых постановках балета исполняют мужчины.
Музыка для
дуэта сестер с апельсинами взята Прокофьевым из его оперы «Любовь к трем апельсинам», которая в 1940-50-е годы в СССР не исполнялась.