Презентация на тему Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Содержание

Слайд 2

Дата рождения
12 (25) сентября 1906(19060925)
Место рождения
Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти
9 августа 1975
Место смерти
Москва, СССР
Страна
 СССРСССР
Профессии
пианист, дирижёр, музыкальный педагог
Инструменты
фортепиано
Жанры
классическая

Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя Дата
музыка

Слайд 3

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906(19060925), Санкт-Петербург Российская империя— 9 августа

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 (25) сентября 1906(19060925), Санкт-Петербург Российская империя— 9 августа
1975, Москва, СССР) — русский советский композитор пианист, педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Герой Социалистического Труда(1966), народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения (1965).

Слайд 5

Род композитора имеет белорусские корни, родоначальник российской линии Пётр Михайлович Шостакович

Род композитора имеет белорусские корни, родоначальник российской линии Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871)
(1808—1871) родился в местечке Шеметово (Завилейский уезд Виленской губернии). Пётр Михайлович, первоначально вольнослушатель Виленской медико-хирургической академии (с 1834 года), позднее ветеринарный врач, коллежский асессор, жил в Екатеринбурге, с 1858 — в Казани. Его сын Болеслав (1845—1919) участник народовольческого движения, в 1866 был осужден и выслан из Москвы в Томск, впоследствии в Нарым. Там же родился Дмитрий Болеславович Шостакович (1875—1922), отец композитора. В середине 1890-х он переехал в Петербург, где изучал гистологию в Петербургском университете, по окончании которого был принят на работу в Палату мер и весов.

Биография.
Ранние годы.

Слайд 6

Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850—1911), был одним из начальников

Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850—1911), был одним из начальников
на золотых приисках в Бодайбо. Его дочь, Софья Васильевна (1878—1955), была пианисткой и училась сначала в Иркутске, а затем — в Петербургской консерватории у Александры Розановой. В Петербурге она познакомилась с Дмитрием Шостаковичем, а в 1903 году состоялась свадьба.

Слайд 7

Шостакович был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария

Шостакович был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария
(1903—1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908—1990), — ветеринаром.
В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано начала давать ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога Игнатия Гляссера.

Слайд 9

Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича — траурный марш памяти

Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича — траурный марш
руководителей партии кадетов, Шингарёва и Кокошкина, убитых в январе 1918 года матросами и солдатами.
Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал Александр Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством Максимилиана Штейнберга, контрапункт и фугу — у Николая Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.

Слайд 10

На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Леонида Николаева, где среди

На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Леонида Николаева, где среди
его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачёвым, дирижёром Николаем Малько. Шостакович пишет «Четыре басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и Три фантастических танца для фортепиано.

Слайд 12

В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а

В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В.
в 1925 г. — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало «чувства и силы». В 1927 г. на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта (Шостакович исполнил в Варшаве также сонату собственного сочинения) заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу поиграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

1920 годы

Слайд 13

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В
январе в Ленинграде побывал австрийский композитор, представитель Второй венской школы, Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с Иваном Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No.2 (op.36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.
Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича — обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова Александра Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова Семёна Кирсанова). Эти две наиболее «экспериментальные» по форме и языку симфонии Шостаковича особенно сильно тяготеют к эстетике футуризма и конструктивизма

Слайд 15

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова (написана в 1930—1932,

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова (написана в 1930—1932,
поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (печально знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.
В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии — произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Однако Шостакович благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение её могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.

1930 годы

Слайд 16

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию — произведение, чей

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию — произведение,
насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Свою 5-ю Симфонию Шостакович комментировал фразой: «Ответ Советского композитора на справедливую критику Партии». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде», и за симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.
С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором.

Слайд 18

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации
в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Слайд 19


Мемориальная доска в Самаре, посвящённая работе Шостаковича над «Ленинградской» симфонией.

Мемориальная доска в Самаре, посвящённая работе Шостаковича над «Ленинградской» симфонией.

Слайд 20

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера
о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную трагическую фреску происходящего вокруг. В ней как в зеркале видны и ужас российской повседневности с её лицемерием и гигантоманией, и трагедия войны, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.
В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев

Слайд 22

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной
музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).
В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического гротеска по отношению к окружающей жизни. В этой «лёгкой» на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества — обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.

Слайд 23

После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей (печальное

После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей (печальное
«разоблачение» журналов «Звезда» и «Ленинград», за которым последовало преследование Зощенко и Ахматовой), в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров — Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др. — в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригоднности и изгнан из Московской консерватории. Главным обвинителем был секретарь ЦК КПСС, близкий соратник Сталина, Андрей Жданов. Несмотря на скорую кончину Жданова, репрессии в стране продолжали разгораться, что сильно отражалось на творчестве Шостаковича. Снова «невовремя», в 1948 году, он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и во время организованной руководителем МГБ Абакумовым в январе 1949 года массированной антисемитской государственной компании, продолжавшейся вплоть до смерти Сталина в 1953 году, Шостакович вновь оказывается под ударом — на сей раз как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году.
Как и прежде в 1936-37 годах, положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение. В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» — образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Евгения Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу новое поощрение в виде очередной по счёту Сталинской премии

Слайд 25

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена
жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — Иоганна Себастьяна Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его «Хорошо темперированному клавиру».
С недолгой «оттепелью» (начавшейся в 1956 году после доклада Хрущёва, разоблачающего Сталина) композитор, как и многие его современники, связывал надежды на бо́льшую свободу в обществе и большую независимость от власть имущих. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва-Черёмушки». Одновременно с этим композитор-мыслитель подвергает серьёзному пересмотру ключевые моменты в истории страны, создаёт 11-ю Симфонию (1957), назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).
В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти (т. н. «общественная деятельность»[нейтральность?]). В 1957 году он становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м — Союза композиторов РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960-м году Шостакович вступает в КПСС.

1950 годы

Слайд 27

Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление в партию (как только что избранный Первый

Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление в партию (как только что избранный Первый
секретарь Союза Композиторов РСФСР, он был фактически обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета № 8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в «пару» к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» — произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко — сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым очередную «кантатную» симфонию, Тринадцатую — которая после недовольства Хрущёва всё-таки была исполнена в ноябре 1962-го. (Геноцид евреев во время войны власти СССР признавали неохотно и не желали специально выделять эти события на фоне других событий войны).

1960 годы

Слайд 28

№ 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967)

№ 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй
концерты, Скрипичная соната (1968), вокальные произведения на слова Александра Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) — снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использует стихи Аполлинера, Рильке, Кюхельбекера и Лорки, которые связаны одной темой — смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

Слайд 30

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело,

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело,
13-ый (1969—1970), 14-ый (1973) и 15-ый (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку Глинки, Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972-го. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.
В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

1970 годы

Слайд 31

Надгробие Шостаковича на Новодевичьем кладбище с изображением нотной монограммы DSCH.

Надгробие Шостаковича на Новодевичьем кладбище с изображением нотной монограммы DSCH.
Имя файла: Презентация-на-тему-Дмитрий-Дмитриевич-Шостакович-.pptx
Количество просмотров: 508
Количество скачиваний: 1