Содержание
- 2. «Белое платье церквей». «Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое
- 3. Храм-крепость. Романская церковь подобна замку. Те же массивные толстые стены, высокие сторожа-башни по углам, узкие окна,
- 4. На архитектуре романской церкви сказалось влияние двух очень разных обстоятельств. С одной стороны, самые обычные требования
- 5. От Бога они ждали защиты и силы. В их представлениях — это могучий царь, властитель мира,
- 6. Неестественно вытянутые, плоские, лишенные объема, но чрезвычайно выразительные фигуры производили сильнейшее впечатление на верующих. Этого и
- 7. Душа готики. Готика не изменила смысла и назначения собора. Это был дом Божий, место молитв, богослужений,
- 8. В огромном соборе верующий не чувствует себя одиноким и подавленным. Он становится малой песчинкой единого дома
- 9. Центр жизни. Но церкви были вместе с тем подлинным центром повседневного общения людей. После службы (а
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2«Белое платье церквей».
«Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду
«Белое платье церквей».
«Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду
Этот прекрасный образ обновляющейся Европы создан не историками.
Но он очень нравится им, потому что трудно найти слова лучше, чем эти.
Первые десятилетия XI в., начало эпохи расцвета, зрелости средневековья, отмечены повсеместным строительством новых церквей в монастырях, епископских центрах, деревнях.
По всей Европе утверждается общий архитектурный стиль.
Его называют романским, чтобы подчеркнуть сходство многих строительных приемов, форм внешней и внутренней отделки зданий с древнеримскими постройками.
Слайд 3Храм-крепость.
Романская церковь подобна замку. Те же массивные толстые стены, высокие сторожа-башни
Храм-крепость.
Романская церковь подобна замку. Те же массивные толстые стены, высокие сторожа-башни
Слайд 4На архитектуре романской церкви сказалось влияние двух очень разных обстоятельств.
С одной
На архитектуре романской церкви сказалось влияние двух очень разных обстоятельств. С одной
С другой стороны, романская церковь прекрасно отразила дух того сурового времени. Здесь находили убежище во время войн и набегов, скрывались преследуемые. Но не это главное. Храм в восприятии людей был домом Божьим. Бог незримо присутствовал в нем всегда: во время молитв, крещений, проповедей и т. д. Сюда приходили, чтобы получить надежду на спасение и укрепиться в вере. Простые, необразованные, не слишком чувствительные люди хотели видеть церковное здание мощным и величественным. Это доказывало им могущество Бога.
Слайд 5От Бога они ждали защиты и силы. В их представлениях — это
От Бога они ждали защиты и силы. В их представлениях — это
Верующий входил в храм через западный вход — портал. Подняв голову, он оказывался свидетелем впечатляющей сцены Страшного суда:
грозный Христос предавал адским мучениям души грешников, и ужасные слуги ада тащили их за собой; архангел Михаил взвешивал на весах добрые и дурные дела человека, черт же, схватившись за чашу с грехами, пытался склонить ее к земле.
Скульптурные и живописные сцены, изображенные на стенах, сводах, колоннах церкви, рассказывали о сотворении Адама, изгнании из рая, рождении Христа, бегстве Богоматери с младенцем в Египет, апостолах, поцелуе Иуды.
«Библия в камне».
Слайд 6Неестественно вытянутые, плоские, лишенные объема, но чрезвычайно выразительные фигуры производили сильнейшее впечатление
Неестественно вытянутые, плоские, лишенные объема, но чрезвычайно выразительные фигуры производили сильнейшее впечатление
Этого и добивались творцы романских церквей.
Наивная и грубоватая вера жаждавших спасения людей находила здесь опору.
В романском искусстве воплотились сила, могущество и торжество церкви.
В нем жил дух стремящегося к безопасности и порядку общества.
Слайд 7Душа готики.
Готика не изменила смысла и назначения собора. Это был дом
Душа готики.
Готика не изменила смысла и назначения собора. Это был дом
«Библия в камне», он передавал верующим содержание Священного Писания. Люди все так же входили в собор через западные врата и созерцали ужасающие сцены Страшного суда.
Как и прежде, собор оставался для них воплощением порядка. Церковь не уставала внушать, что только вместе с ней, подчиняясь ей, можно добиться спасения души. Она хотела владеть умами и сердцами приходящих в соборы христиан. Но что-то изменилось.
Льющийся сверху свет напоминает о Боге. Он не тревожит, не страшит. Это свет милосердия и прощения. Поэтому так много изображений страдающего Христа, внушающих любовь и жалость. Повсюду и скульптуры Богоматери, заступницы за род человеческий.
Слайд 8В огромном соборе верующий не чувствует себя одиноким и подавленным. Он становится
В огромном соборе верующий не чувствует себя одиноким и подавленным. Он становится
Готический собор — современник городов, боровшихся за свои вольности. В нем молились возвращавшиеся из Святой земли участники последних крестовых походов. Заходили сочувствующие еретикам горожане. У грандиозных порталов проповедовали нищенствующие монахи. В то время, когда возводились первые готические соборы, появились университеты, расцвела схоластика, писал свою «Сумму теологии» Фома Аквинский.
Готическое искусство прославляло не только могущество церкви, но и заслуги праведников, силу и богатство городов. Оно было близко к жизни и чувствам людей.
Слайд 9Центр жизни.
Но церкви были вместе с тем подлинным центром повседневного общения
Центр жизни.
Но церкви были вместе с тем подлинным центром повседневного общения
После службы (а иногда и во время нее) болтали, сплетничали, обменивались новостями, обсуждали наряды соседок, ругали городские власти или тревожились о видах на урожай.
Религиозная и обыденная жизнь тесно переплетались.
Построить громадные готические соборы могли лишь крупные и богатые города. В деревнях, небольших городках стояли скромные церквушки или часовни.
В них приходили, чтобы исполнить то, что предписывал долг верующего.