Презентация на тему Русский художник. Рокотов Фёдор Степанович

Содержание

Слайд 2

Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808),художник, один из лучших русских портретистов века «Просвещения».

Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808),художник, один из лучших русских портретистов века
Обнаженная девочка. 1780-е гг.

Слайд 3

Родился в селе Воронцово
(ныне — в черте Москвы) в семье крепостных.

Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных.

числился “вольнорожденным” и,
вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком
(сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным
к крестьянской семье. При активном содействии
графа Шувалова, известного мецената, покровителя
просвещения и искусства в России,
одного из основателей
Академии художеств, который заметил
талантливого юношу,
Рокотова приняли в петербургскую
Академию художеств,
которую он успешно закончил.

Слайд 4

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем
была связана с Москвой.
Именно здесь

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно
Рокотов нашел наилучшее применение
своему творческому дарованию.
Созданный Рокотовым тип портрета —
камерный интимный портрет —
составляет целую эпоху
в русской портретной живописи.
Он обладал редким даром, позволяющим
мастерски передавать
внутренний мир человека, его трепетность и теплоту.

Слайд 5

Его модели как бы выступают из
мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты,

Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты,

словно окутаны дымкой. Полотнам мастера
присуще богатство оттенков тона,
изысканные цветовые сочетания.
Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу
интимности: в его портретах нет ничего показного,
внешне эффектного.
Художника привлекает внутренняя красота человека.
По словам одного из современников,
Рокотов с удивительным мастерством у
мел передавать не только
“вид лица”, но и “нежность сердца”.

Слайд 6

В начале своей творческой
деятельности, несмотря на молодость,
он пользовался широкой популярностью

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью

в кругах петербургской знати.
Его часто приглашали ко двору.
В 1758 г. он писал портрет великого
князя Петра Федоровича
(будущего Петра III). А через
3 года в Петергофе художнику позирует
7-летний Павел Петрович,
будущий император Павел I.
Изображение на нем вписано во
внутренний овал прямоугольного полотна.

Слайд 7

Портрет поражает своей жизненной
непосредственностью: капризный,
непоседливый мальчик
представляется живым, а
не

Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не
позирующим.И между
тем портрет не лишен
черт официальности и парадности:
красный гвардейский мундир,
голубая лента ордена Андрея
Первозванного, отороченная
горностаем мантия.

Слайд 8

Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III. 1763г

Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III. 1763г

Слайд 9

Желающих заказать портрет много,
поэтому приходится ждать
своей очереди. Иметь портрет,
написанный

Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный
Рокотовым,
было престижно.
Портрет Варвары Суровцевой. 1780-е гг.

Слайд 10

Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика
.Работы, написанные им в
60-е

Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика .Работы, написанные им в
годы 18 в., отличаются своеобразием
трактовки человеческой личности —
в них все более наблюдается
правдивость портретных образов.

Портрет
неизвестной
в красном
платье. 1760г

Слайд 11

Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.).
В нем художник становится более конкретным.
Известный поэт-сатирик

Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный
смотрит с портрета с
выражением насмешливого превосходства.
Майков в жизни был остроумным и находчивым
человеком, с ним приятно было общаться.
Травянисто-зеленый кафтан поэта
с красными отворотами и
золотым шитьем, кружевное
жабо написаны несколько небрежно.
Основное внимание художник сосредоточил на лице:
оно чуть насмешливое, немного
одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Все это говорит о человеке,
который любит пожить в свое удовольствие.

Слайд 12


Портрет В.И.Майкова. 1760г

Портрет В.И.Майкова. 1760г

Слайд 13

Своих подлинных вершин мастерства
Рокотов достигает в ряде женских портретов.
“Портрет А. П. Струйской”

Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. “Портрет А.
(1772 г.) —
Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.
Ее фигура на портрете кажется
необычайно легкой и воздушной.
Это произведение
отличается
особым живописным своеобразием. Неслучайно это
произведение называют “Русская Джоконда”. Александра
Струйская прожила долгую
непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица,
взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность —
все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

Слайд 14

Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет А.П.Струйской
1772,
холст, масло, 59,8х47,5cм Государственная
Третьяковская
галерея, Москва

Ф.Рокотов (1735 - 1808) Портрет А.П.Струйской 1772, холст, масло, 59,8х47,5cм Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 15

Следующий женский портрет
“Неизвестная в розовом платье”.
Он считается одним из шедевров Рокотова.

Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров

Тончайшие градации розового —
от насыщенного в тенях, то теплого,
светлого, создают эффект мерцания, трепетания
тончайшей световоздушной
среды, словно созвучной внутренним душевным
движениям, скрытым
непременной в портретах 18 в.
любезной улыбкой,
просвечивающей в глубине взгляда.
Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

Слайд 16

Портрет неизвестной в розовом платье.1770г

Портрет неизвестной в розовом платье.1770г

Слайд 17

“Портрет графини Санти” —
удивительное произведение
18 в. по тонкости передачи
образа,

“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа,
по краскам, по очаровательным
сочетаниям оливковых и розовых тонов.
Букет скромных полевых цветов на
груди этой дамы вносит
особую изысканность.
Рокотовские портреты — это история в лицах.
Благодаря им мы имеем
возможность представить
себе картины давным-давно ушедшей эпохи.

Слайд 18

Работы художника. 

Работы художника.

Слайд 19

Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет неизвестного
середина 1780-ые гг.,
холст, масло, 70 x

Ф.Рокотов (1735 - 1808) Портрет неизвестного середина 1780-ые гг., холст, масло, 70
55.5 Пензенская картинная
галерея имени
К.А.Савицкого

Слайд 20

Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет неизвестной
в желтом платье
1770-е гг., холст,
масло, 58.5 x

Ф.Рокотов (1735 - 1808) Портрет неизвестной в желтом платье 1770-е гг., холст,
47см Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург

Слайд 21

Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет неизвестной
в светло-сером платье
конец 1770-х ,
холст, масло,

Ф.Рокотов (1735 - 1808) Портрет неизвестной в светло-сером платье конец 1770-х ,
Художественная галерея
Смоленского
музея-заповедника

Слайд 22

Портрет А. П.
Кутайсовой. Начало 1780х.

Портрет В.П.Лачинова. 1722

Портрет А. П. Кутайсовой. Начало 1780х. Портрет В.П.Лачинова. 1722

Слайд 23

Портрет князя И. И. Барятинского.
Начало 1780-х.

                Портрет неизвестной.  

Портрет князя И. И. Барятинского. Начало 1780-х. Портрет неизвестной.

Слайд 24

Портрет Прасковьи
Николаевны Ланской. ~ 1790г

Портрет Екатерины II. 1763г

Портрет Прасковьи Николаевны Ланской. ~ 1790г Портрет Екатерины II. 1763г

Слайд 25

Портрет Е.Н.Орловой. 1779г

Портрет Новосильцевой, Варвары
Ермолаевны. 1780г

Портрет Е.Н.Орловой. 1779г Портрет Новосильцевой, Варвары Ермолаевны. 1780г

Слайд 26

Портрет Анны Юрьевны
Самариной-Квашниной. ~1770г

Портрет Н.Е.Струйского. 1772

Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной. ~1770г Портрет Н.Е.Струйского. 1772

Слайд 27

Портрет неизвестного
в синем кафтане. 1770-ые гг.

Портрет А.М.Обрескова. 1777г

Портрет неизвестного в синем кафтане. 1770-ые гг. Портрет А.М.Обрескова. 1777г

Слайд 28

Портрет И.И.Воронцова. 1765г

Портрет неизвестного в треуголке. 1770г

Портрет И.И.Воронцова. 1765г Портрет неизвестного в треуголке. 1770г