Презентация на тему Феофан Грек

Содержание

Слайд 2

Древнерусское искусство, как правило, анонимно, потому что зодчий, иконописец или мастер колокольного

Древнерусское искусство, как правило, анонимно, потому что зодчий, иконописец или мастер колокольного
дела не искал своей славы, а творил во имя Бога. Имена самых выдающихся мастеров дошли до нас через летописи, монастырские хроники, частную переписку. Одно из них – Феофан Грек, художник, чье искусство стало откровением для современников и потомков.

Феофан прибыл на Русь из Византии, поэтому и получил прозвище Грек или Гречин. Летопись сообщает, что ко времени прибытия на Русь он расписал сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе.

Слайд 3

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине
улице в Новгороде, построенной
в 1374 г.

Спас. Архангелы и серафимы

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
в Новгороде. 1374
Фотография 1874 г.

Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы.

Слайд 4

Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф, Енох,

Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф, Енох,
Ной. Из поздних – Илья Пророк и Иоанн Предтеча.

Пророки Адам, Авель, Сиф

Илья Пророк, Иоанн Предтеча

Образы Ильи и Иоанна Предтечи символизируют связь Ветхого
и Нового завета

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Слайд 5

Столпник

Троица (Гостеприимство Авраама)

Макарий Египетский

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Столпник Троица (Гостеприимство Авраама) Макарий Египетский Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Слайд 6

Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра художника,

Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра художника,
сведенная к дихотомии: все пишет практически двумя красками – охрой и белилами. На охристо-глиняном фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов (свет, огонь, божественные энергии).

Роспись Преображенской церкви не находит аналогов среди древнерусских памятников.

Епифаний Премудрый называл Грека «философом зело хитрым» и рассказывал, что мастер писал свободно, невзирая на образцы, и что при этом общался со всяким,
кто приходит смотреть на его работу и даже проповедовал
с лесов.

Помимо Новгорода Великого и Москвы, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде, Переславле Залесском, Коломне.

Слайд 7

Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо-Преображенского собора в

Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо-Преображенского собора в
Переславле- Залесском написан на доске большого размера (184x134) (ныне в ГТГ, Москва).

Преображение Господне. 1403

Явление воплощенного Света, озарившего пламенем божественного огня Фавор, изображено по-феофановски темпераментно и смело. Свет, исходящий от Христа, не только повергает апостолов ниц, но
и преображает саму природу: всполохи голубоватого света скользят по деревьям, камням, горам, образуя в них воронки, как бы вторгаясь внутрь материи, изменяя ее структуру. Чудо Преображения понимается здесь как великая вселенская мистерия,
в которой преображается все творение.

Слайд 8

Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва).

Образ Богородицы на

Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва). Образ Богородицы
Донской иконе написан явно под влиянием знаменитой Владимирской иконы Божьей Матери, которую по инициативе митрополита Киприана перенесли из Владимира
в Москву в 1395 г., когда городу угрожал хан Тамерлан.

Донская икона выносная, двухсторонняя, на ее оборотной стороне написано Успение Пресвятой Богородицы.

Донская икона Богоматери. 1392

Слайд 9

Успение Пресвятой Богородицы
Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392

Фрагмент

Успение Пресвятой Богородицы Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392 Фрагмент

Слайд 10

Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу великого

Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу великого
князя Московского Василия Дмитриевича. Иконописную артель возглавляли три мастера: Феофан Грек, старец Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев.

Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405:
архангел Михаил, Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча

Слайд 11

Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405:
Василий Великий, апостол Петр, архангел

Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: Василий Великий, апостол Петр, архангел
Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст

Образы Благовещенского деисуса, как и весь иконостас, оказали огромное влияние на последующее развитие древнерусского искусства.

Слайд 12

Духовный накал произведений Феофана Грека невероятно высок, все они вызывают ассоциации с

Духовный накал произведений Феофана Грека невероятно высок, все они вызывают ассоциации с
триумфом, победой, неземной славой, величием Бога и подвигом человека. Это стало хорошей прививкой для культуры, жившей в условиях татарского ига, набиравшейся силы для сопротивления Орде
и национального возрождения. Этому же способствовала и деятельность преп. Сергия Радонежского с плеядой его учеников, митрополита Киприана, преп. Андрея Рублева.