Содержание
- 2. История колоколов Колокола на Руси
- 3. Колокол – голос Родины Из истории колоколов Колокола в христианстве Колокола на Руси Царь-колокол Падение колоколов
- 4. Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия
- 5. Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он
- 6. Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть –
- 7. Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудшим…
- 8. Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей. Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород
- 9. Колокольное дело начало развиваться в России позже, чем на Западе, и достигло своих вершин также позднее,
- 10. Творцы неповторимых колоколов, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство великолепные образцы технического мастерства и
- 11. «Посреди таинственной тишины сей многоглаголивой ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался
- 12. Из истории колоколов Как только люди научились добывать металлы и сплавы (а бронза была одним из
- 13. Если груз, ударяющий о пластину, привязать к ней и если саму пластину изогнуть, чтобы она своими
- 14. Если же придать изогнутой пластине замкнутую форму, то груз можно и не присоединять к ней. Это
- 15. Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных
- 16. Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья здесь была создана еще
- 17. Из Китая колокольчики могли со временем достичь Запада по "Великому шелковому пути" и по маршрутам "Великого
- 18. Уже в IV тысячелетии до Р. Х. на территории современного южного Ирана и Турции, в Месопотамии
- 19. Среди бронзовых предметов VI-V веков до Р. Х. колокольчики и бубенцы встречаются уже во множестве —
- 20. Их размеры колеблются в пределах от 2 до 9 см, по облику некоторые из них удивительно
- 21. Колокола придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать,
- 22. Урочные звоны давали повод к прозвищам, под которыми многие колокола были известны в народе. "Хлебный колокол"
- 23. "Колокол чистоты" в Бонне – по его призыву жители выходили из домов подметать мостовую. Бонн (Германия).
- 24. "Трудовой колокол" в Бадене возвещал перерыв на обед. Баден (Германия)
- 25. "Торговка рыбой", колокол в Бовэ, – его звон был сигналом к открытию рыбных и других продуктовых
- 26. "Колокол чудаков" в Ульме звонил с наступлением темноты; после этого было небезопасно гулять по кривым переулкам
- 27. "Преследователь гуляк", колокол в Этампе, – по его сигналу тушили огни. Городская мэрия Этампа (Франция)
- 28. Воротный колокол звучал, когда закрывались городские ворота, сонный колокол указывал время сна... Новгород. Воротная башня с
- 29. Колокола, огромные, громогласные, вознесенные на высокие башни, могли обращаться сразу ко всем жителям большого города. В
- 30. Так выглядят башенные часы изнутри. Гамбург (Германия)
- 31. Колокола покоренного города были желанным трофеем для победителя. Их срывали с колоколен, их переплавляли на пушки
- 32. Колокола бичевали, колоколам вырывали язык, на повозке, запряженной ослом их возили по улицам, и толпа издевалась
- 33. Колокола в христианстве В раннехристианских монастырях, расположенных в Египте, возник обычай звоном созывать монахов на богослужение.
- 34. Распространение колоколов в восточнохристианских странах принято отсчитывать с 865 г., когда венецианский дож Орсо I прислал
- 35. В странах христианской Европы колокола уже в раннем средневековье получили окончательное признание и повсеместное распространение. Сначала
- 36. По мере увеличения веса колоколов для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов. Звонарь. Рисунок
- 37. Сообщения о первых колокольнях, стоящих отдельно от церквей, известны с VIII века. Колокольня на Кафедральной площади
- 38. Позже, в романскую и готическую эпоху, колокольня стала объединяться с церковным зданием в единый ансамбль. Собор
- 39. Колокола на Руси Вполне возможно, что колокола были привезены на Киевскую Русь после принятия христианства из
- 40. Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г.: "Прииде
- 41. Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 г., когда князь Даниил
- 42. До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Форма их
- 43. Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то время, были привозными. Сходство же
- 44. Ранняя история колоколов на Руси прошла через те же этапы, что на Западе. Поначалу их отливали
- 45. На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал
- 46. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских городах Новгороде и Пскове. Вечевой колокол
- 47. В самом названии – вечевой колокол – отразился тот факт, что функции светского и церковного звона
- 48. Первое название – от того, что в ней показывался народу новый царь, только что взошедший на
- 49. Такие колокола (их еще называли осадными, дозорными) в русских городах висели, как правило, не на церковной
- 50. Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и назидательными поверьями. Считалось, например, что он умолкает в
- 51. Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г. по приказу Бориса Годунова отрубили
- 52. В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим
- 53. Общее число колоколов на Руси быстро росло. Петр Петрей, шведский подданный, побывавший в Москве в самом
- 54. Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес.
- 55. В Московском Кремле колокола такого веса благовестили лишь по будничным дням и потому назывались вседневными. Колокола
- 56. Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами:
- 57. Александр Григорьев – создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым благозвучным колоколом России (1668 г.,
- 58. Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из интереснейших по звучанию русских колоколов
- 59. Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из ярчайших тому примеров – три
- 60. Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить 8000 пудов. Царский заказ выполнил
- 61. Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев, в будущем знаменитый колокольный мастер,
- 62. За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его Царь-колоколом. Подняли его из литейной ямы и
- 63. В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки долго лежали посреди Кремля. В
- 64. Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но тот, услыхав о весе будущего
- 65. С января 1733 по ноябрь 1734 года длились подготовительные работы, а когда началось литье, случилась беда
- 66. В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта,
- 67. В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он
- 68. Падение колоколов Сразу после революции началась активная борьба с религией. Соловки, фото 1994
- 69. Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон.
- 70. Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в каждом городе, районе, селе разыгрывался
- 71. Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х годов. Рабочие разбивают колокол. 20-е
- 72. Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку.
- 73. Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой колокол Симонова монастыря... Обломки Царь-колокола,
- 74. Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в России было 39 колоколов весом
- 75. Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол, Большой Успенский, "Реут" (Москва, Кремль), "Сысой",
- 76. В Москве насчитывалось около двухсот колоколов весом от ста до тысячи пудов. Из них на прежних
- 77. Из огромного числа меньших московских колоколов, которым грозило уничтожение, удалось укрыть в музее "Коломенское" лишь 28
- 78. Именно на эти годы, когда рушили храмы и переплавляли древние колокола, пришелся расцвет деятельности замечательного музыканта,
- 79. Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к вопросам, связанным с колоколами и
- 80. В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства, целью которой стало возрождение и развитие традиций русского колокольного
- 81. В Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Воронеже, на Урале отливаются прекрасные колокола. С опустевших в советское время
- 82. Отливка нового «Царь-колокола» для Троице-Сергиевой лавры состоялась 10 сентября 2003 г. Прежний, 65-тонный, «Царь-колокол» был уничтожен
- 83. Для отливки колокола для крупнейшего российского монастыря Балтийский завод приобрел специальную плавильную печь американского производства. Художественное
- 84. Царь-колокол из Троице-Сергиевой лавры – самый большой из отлитых в современной России. Его вес – 72-тонны,
- 85. Колокольни на Руси Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До
- 86. Ранние русские колокола, небольшие по весу, размещались либо между двумя столбами, либо между столбом и стеной
- 87. С увеличением веса колоколов и их количества они стали размещаться в многопролетном сооружении, которое располагалось уже
- 88. Первый храм такого типа – деревянная церковь Иоанна Лествичника, возведенная в Московском Кремле в 1329 г.
- 89. Колокола здесь размещались в вытянутых вверх нишах барабана, несущего церковную главу, и в нишах, расположенных ниже
- 90. В начале XVI века появляется новый вариант этого типа – столпообразная церковь "иже под колоколы". Точная
- 91. Трехъярусный восьмигранный столп имеет на каждой грани каждого яруса по одной нише для колокола. Внутри него
- 92. Церковные звоны Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает каждого обратиться от каждодневной суеты
- 93. До наших дней дошли ростовские звоны — лучший и, пожалуй, единственный пример былого гармоничного согласия колоколов.
- 94. Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства, не делает его монотонным и
- 95. Сколько разных звонов было на Руси: звоны архиерейские и будничные; звон великий, встречный, всполошный, красный; звон
- 96. А сколько пословиц и поговорок сложено: «В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали».
- 97. Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий находили и отбирали все новые и новые музыкально-выразительные средства,
- 98. В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона: Благовест – одиночные ритмичные
- 99. Если подбор колоколов на звоннице был достаточно обширен, то они обычно подразделялись на три основные группы:
- 100. , альтовые колокола своим звучанием заполняют промежутки между ударами большого и образуют основной рисунок звона. (благовестник),
- 101. Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить
- 102. Праздничные колокола используются: в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить
- 103. Воскресные колокола используются: в воскресные дни, в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть
- 104. Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост. Полиелейные колокола используются в дни, когда
- 105. Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются
- 106. К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола. Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого
- 107. Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых
- 108. Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон – это музыкальная среда, которая
- 109. К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М.
- 110. Гул набата раздается в опере А. П. Бородина "Князь Игорь", в сцене пожара Путивля, осажденного половцами.
- 111. Партия колоколов в нотах никогда не выписывается в точности. Ее обычно обозначают ритмическим или вполне условным
- 112. В наиболее известных русских оперных театрах, как например в Большом театре, имеется устроенная по всем правилам
- 113. Для иммитации колокольных звонов в оркестрах и театрах чаще всего используются такие музыкальные инструменты как оркестровые
- 114. Звук этих колоколов извлекается довольно увесистыми молотками с резиновой прокладкой на ударной плоскости. Удары чисто-металлическими молотками
- 115. Плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и тембровой окраской звука. Вот почему
- 116. Карильон Петропавловского собора Часто используются в церквях, особенно в Нидерландах карильоны. В Китае он был известен
- 117. Карильон — музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию, подобно тому, как
- 118. Музыка колоколов выстояла, сохранила свои корни и донесла до наших современников неповторимую красоту и духовность. Несомненно,
- 119. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Из века в век [ок. 1915]
- 121. Скачать презентацию