Слайд 2Изразцы,
кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен.
Изразцы
![Изразцы, кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-1.jpg)
с обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.
Слайд 4Лицевая поверхность керамических плиток может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь
![Лицевая поверхность керамических плиток может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-3.jpg)
покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.
Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. Изготовление изразцов — сложный процесс.
В России изразцы использовались также и для отделки фасадов зданий.
Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
Слайд 9 Интересно, что хотя слово "изразец" происходит от древнерусского "образец" (от глагола "образить"
![Интересно, что хотя слово "изразец" происходит от древнерусского "образец" (от глагола "образить"](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-8.jpg)
- "украсить, обработать"), сам изразец пришел на Русь со стороны Польши и только в 16 веке.
Это не помешала изразцу меньше чем за два столетия стать одной из наиболее характерных примет московского архитектурного стиля.
Слайд 19Изразцы в зарубежной архитектуре
![Изразцы в зарубежной архитектуре](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-18.jpg)
Слайд 31Применение изразцов в современном быту
![Применение изразцов в современном быту](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-30.jpg)
Слайд 35Палитра цвета, применяемая при изготовлении изразцов
![Палитра цвета, применяемая при изготовлении изразцов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-34.jpg)
Слайд 36Подбор цвета при изготовлении изразцов
![Подбор цвета при изготовлении изразцов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-35.jpg)
Слайд 47До 17 века изразцами украшали только наружные стены дворцов и храмов. Лицевая
![До 17 века изразцами украшали только наружные стены дворцов и храмов. Лицевая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-46.jpg)
сторона изразцов была покрыта либо непрозрачной эмалью, либо цветной прозрачной глазурью - поливой. В 17 веке изразцы переместились внутрь зданий.
Для облицовки печей и в качестве декоративных вставок снаружи здания использовались неполивные изразцы с орнаментами и сюжетами, заключенными в рамку. Их еще называли "красными", что означало "красивыми".
В середине 17 века красные изразцы стали вытеснять поливные "муравленые" изразцы, покрытые зеленой и коричневой глазурью.
Слайд 50Однако уже во второй половине 17 века поливные изразцы претерпели существенное изменение.
![Однако уже во второй половине 17 века поливные изразцы претерпели существенное изменение.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-49.jpg)
Благодаря искусству белорусских мастеров цветовая гамма изразцов пополнилась белым, бирюзово-зеленым, желтым и синим цветами. В сочетании с коричневой глазурью эти цвета образовали знаменитое пятицветие русских изразцов, прочно ассоциирующееся с именем печально известного патриарха Никона.
Слайд 54В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий человека, природы, но
![В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий человека, природы, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-53.jpg)
ещё и привнесённые из другого времени и заимствованные у других народов орнаменты. Однако русский художник претворяет и перерабатывает эти заимствования настолько органично, что они становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность форм и орнаментов русского декоративного искусства с формами и орнаментами других народов подтверждает широкие культурные связи русского народа.
Слайд 66Задание:
-Выполнить эскиз изразцового орнамента.
![Задание: -Выполнить эскиз изразцового орнамента.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287342/slide-65.jpg)