Слайд 2План урока:
Географическое положение
Тибетские монастыри
Лхаса- политический и культурный центр Тибета
Чортены
Живопись
Танка
Литье из бронзы
Декоративно-прикладное искусство
Музыка
![План урока: Географическое положение Тибетские монастыри Лхаса- политический и культурный центр Тибета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-1.jpg)
и танцы
Слайд 3Географическое положение Тибета
![Географическое положение Тибета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-2.jpg)
Слайд 4Тибетские монастыри
Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор
![Тибетские монастыри Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-3.jpg)
и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Слайд 5Потала в Лхасе
Потала в Лхасе- резиденции далай-ламы. Лхаса(жилище Бога), основанная в
![Потала в Лхасе Потала в Лхасе- резиденции далай-ламы. Лхаса(жилище Бога), основанная в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-4.jpg)
VII в., издавна была политическим и культурным центром Тибета.
Слайд 6Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента
![Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-5.jpg)
и наставника далай-ламы. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.
Красный дворец служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны.
Слайд 7Чортены
Чортены- разновидность индийской ступы, модель Вселенной, хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые
![Чортены Чортены- разновидность индийской ступы, модель Вселенной, хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-6.jpg)
в честь событий, связанных с буддизмом.
Слайд 8Ступа в Лхасе,
(на фоне дворца Потала)
Субурганы
Иволгинского дацана
( республика Бурятия)
Самая Джарун
![Ступа в Лхасе, (на фоне дворца Потала) Субурганы Иволгинского дацана ( республика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-7.jpg)
Хашор, Кижингинский район Бурятии
Слайд 9Какие отличительные особенности архитектурных сооружений вы бы назвали?
![Какие отличительные особенности архитектурных сооружений вы бы назвали?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-8.jpg)
Слайд 10Тибетская живопись
Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры.
Живопись Тибета обычно следует
![Тибетская живопись Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. Живопись Тибета](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-9.jpg)
стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.
Слайд 11Танка
Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены
![Танка Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-10.jpg)
из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Слайд 12Литьё из бронзы
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко
![Литьё из бронзы Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-11.jpg)
религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Слайд 13Декоративно-прикладное искусство
Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве
![Декоративно-прикладное искусство Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-12.jpg)
чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень.
Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Слайд 15Музыка и танцы
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов
![Музыка и танцы Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-14.jpg)
тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Слайд 16Ритуальный танец цам
Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца
![Ритуальный танец цам Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/292842/slide-15.jpg)
несут определённое значение и смысл.
Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.