Презентация на тему Музыкальная культура барокко

Содержание

Слайд 2

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере.

Опера -
лат. сочинение ,произведение музыкально- сценическое, в

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Опера - лат. сочинение ,произведение музыкально-
центре которого - песня (ария);
одно из главных достижений музыкального искусства барокко.
В XVII в. расцвет оперного искусства Италии: возникают оперные школы.
Трагическое мироощущение, внимание к миру глубоких чувств и эмоций человека.
Человек, обуреваемый стихийными страстями, - главный объект изображения.
Мелодичное одноголосие (гомофония) – основной принцип музыки барокко.

Слайд 3

К.Монтеверди – первый композитор барокко.
Обращение к мифологическим и
историческим сюжетам и образам.
Оперное

К.Монтеверди – первый композитор барокко. Обращение к мифологическим и историческим сюжетам и
творчество Д.Фрескобальди,
А.Скарлатти и Д.Перголези.

Опера как ведущий жанр музыки барокко

Слайд 4

Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы

Углубил содержательный смысл оперы.
Сюжеты его

Клаудио Монтеверди – блестящий реформатор жанра оперы Углубил содержательный смысл оперы. Сюжеты
опер включали интриги,
заговоры, измены, покушения.
Расширил выразительные средств и
формы вокальных и оркестровых партий.
Ввёл в неё увертюру и дуэт.
Создал «Взволнованный стиль»,
передающий драматизм и напряжённость
действия, глубину страстных чувств и переживаний.
Заложил традиции оперной венецианской школы.
Создал новый тип арии - «жалобную песнь».

1567 - 1643

Слайд 5

К.Монтеверди – первый композитор барокко

Воспринял опыт Флорентийской
Камераты (содружество
музыкантов, поэтов

К.Монтеверди – первый композитор барокко Воспринял опыт Флорентийской Камераты (содружество музыкантов, поэтов
и философов,
сложившееся в 1570-х гг. во Флоренции).
С деятельностью флорентийской
камераты связано возникновение оперы.
Ввёл детальную разработку оркестровки и новые технические приёмы.
Использовал ансамбль инструментов : в 1-й опере – 7, в последней – 70.

1567 - 1643

Слайд 6

Наследие К.Монтеверди

Разнообразие его творческой
деятельности:
8 сборников светских мадригалов,

Наследие К.Монтеверди Разнообразие его творческой деятельности: 8 сборников светских мадригалов, духовные сочинения,
духовные сочинения,
оперы.
«Взволнованный стиль» опер
«Орфей»,
«Коронация Поппеи»,
«Ариадна».

Слайд 7

Джованни Баттиста Перголези - итальянский композитор, представитель неаполитанской школы

Творчество К. Монтеверди оказало огромное

Джованни Баттиста Перголези - итальянский композитор, представитель неаполитанской школы Творчество К. Монтеверди
влияние на оперные произведения
Перголези.
«Служанка-
госпожа»
- первый
известный
образец
оперы-буффа.

(1710 – 1736)

Слайд 8

Джироламо Фрескобальди

- итальянский композитор,
органист,
клавесинист,
виртуоз-импровизатор.

(1583 – 1643)

Алессандро
Скарлатти

итальянский композитор,
родоначальник неаполитанской оперной школы.
Свыше

Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, органист, клавесинист, виртуоз-импровизатор. (1583 – 1643) Алессандро
100 опер-сериа.
Кантаты, оратории, инструментальные сочинения.

(1660 - 1725)

Слайд 9

Музыкальная
культура барокко

А.Вивальди

И.С.Бах

Г.Ф.Гендель

Музыкальная культура барокко А.Вивальди И.С.Бах Г.Ф.Гендель

Слайд 10

Антонио Вивальди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.

Учился игре на скрипке у

Антонио Вивальди — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Учился игре на скрипке
своего отца Джованни Баттисты Вивальди.
Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие)
18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан.

(1678-1741)

Слайд 11

«Времена года» (1725)

— цикл из 4 скрипичных концертов ,ранний образец программной

«Времена года» (1725) — цикл из 4 скрипичных концертов ,ранний образец программной
симфонической музыки.
А.Вивальди сумел
мастерски передать
весеннее радостное обновление природы,
жаркий летний зной,
пышное осеннее
увядание природы
и зимнюю стужу.

Слайд 12

Георг Фридрих Гендель – композитор барокко

– создатель
классического типа

Георг Фридрих Гендель – композитор барокко – создатель классического типа ораторий: стройность
ораторий: стройность их композиции и разнообразие ритмов.
Обращение к библейским, мифологическим и светским сюжетам.
Особая роль хора : народ как главное действующее лицо, как выразитель исторической миссии .
Оперы-серии в творчестве Генделя.

(1685 – 1759)

Слайд 13

Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор барокко, органист

(1685-1750)

Один из наиболее
известных композиторов мира.

Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор барокко, органист (1685-1750) Один из наиболее

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;
Обобщил достижения музыкального искусства периода барокко

Слайд 14

Оркестровая музыка Баха.

Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик.
Сборник фуг и прелюдий.
«Хорошо темперированный

Оркестровая музыка Баха. Бранденбургские концерты, их неповторимый тембровый облик. Сборник фуг и
клавир»
– образец полифонической клавирной музыки.
Светская вокально-инструментальная музыка Баха.
«Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, оригинальность их музыкального решения.

Слайд 15

Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки.

Глубина философских обобщений, отражение сложного и

Бах – непревзойдённый мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного
противоречивого мира бытия.
«Страсти по Матфею» – грандиозное органное произведение, наполненное новым гуманистическим содержанием.
Высокая месса (Месса си минор), барочный стиль музыки.
Полифоническое искусство Баха (фуги)

Орган

Слайд 16

Многогранность и многообразие творческого наследия И.С.Баха.

«Страсти по Матфею» (1729),
Высокая месса (Месса си

Многогранность и многообразие творческого наследия И.С.Баха. «Страсти по Матфею» (1729), Высокая месса
минор) (1747 – 1749),
Бранденбургские концерты (1711 – 1720),
«Хорошо темперированный
клавир» (1722, 1744),Французские и Английские сюиты,
«Крестьянская кантата» (1742),
«Кофейная кантата» (1732),
Около 30 кантат

Слайд 17

28.07.1750 г. в Лейпциге умер И.С.Бах

.

После смерти Баха
его

28.07.1750 г. в Лейпциге умер И.С.Бах . После смерти Баха его музыка
музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.

Слайд 18

Русская музыка барокко. Отличительные черты.

Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций.
Партесные концерты XVII

Русская музыка барокко. Отличительные черты. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные
- начала XVIII в. (partes –лат. голоса, т.е. многоголосное пение)
Популярность песенных жанров (канты и псалмы).
Повышенная экспрессивность, колористическое богатство, виртуозность исполнения, динамические контрасты, преобладание мажорных тональностей

Слайд 19

Начало развития русской композиторской школы

Н.П.Дилецкий как теоретик партесного стиля пения («Мусикийская грамматика»).
Музыкальные

Начало развития русской композиторской школы Н.П.Дилецкий как теоретик партесного стиля пения («Мусикийская
интерпретации псалмов Давида в творчестве М.С.Березовского.
Д.С.Бортнянский – признанный мастер духовного хорового концерта.

Слайд 20

родился в Киеве ок. 1630г.
автор сочинений по теории музыки,
переводчик с

родился в Киеве ок. 1630г. автор сочинений по теории музыки, переводчик с
польского языка,
регент царского певческого
хора в Москве.
- главный теоретик
партесного стиля пения,
Автор «Мусикийской грамматики» (1681).
Создал композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.
Главное требование – передача человеческой души.

Дилецкий Николай Павлович

(1630 – 1680)

Слайд 21

- русский композитор,
певец (бас),
один из основоположников рус. хоровой классики.

- русский композитор, певец (бас), один из основоположников рус. хоровой классики. Родился
Родился 27.X.1745 в Украине в Глухове Черниговской губернии.
Муз. образование получил первоначально в хоровой школе в Глухове (осн. в 1739) и Киевской духовной академии, затем в придворной Певческой капелле в Петербурге.
В 1764г. был направлен для усовершенствования в Италию, где занимался у Д.Мартини в Болонье.
В 1771г. получил диплом академика Болонской филармонической академии. В 1774 г. вернулся в Петербург и был зачислен на службу в придворную Певческую капеллу.
Не добившись признания как композитор, лишенный моральной поддержки и испытывая материальную нужду, покончил жизнь самоубийством 2.IV.1777 в Петербурге).

Березовский Максим Созонтович (1745—1777)

Слайд 22

В его произведениях заметно сильное
итальянское влияние.
Музыкальное образование получил в придворной

В его произведениях заметно сильное итальянское влияние. Музыкальное образование получил в придворной
капелле у капельмейстера Цопписа.
Затем у знаменитого итальянского теоретика Мартини, к которому был командирован для усовершенствования.
Достиг звания члена Болонской академии и поставил в Ливорно свою оперу "Демофонт«.
Из произведений Березовского издано несколько композиций церковной музыки.
Лит.: Лебедев, H. A., Березовский и Бортнянский, как композиторы церковного пения, СПб, 1882.

Березовский
Максим Созонтович

Слайд 23

Дмитрий Степанович Бортнянский

Признанный мастер духовного хорового концерта.
Автор 35 хоровых духовных

Дмитрий Степанович Бортнянский Признанный мастер духовного хорового концерта. Автор 35 хоровых духовных
композиций для 4-хголосного хора, 10 концертов для 2 хоров.
Создал оперы и сочинения для клавира.

(1751 – 1825)

Слайд 24

Концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…»

Одним из лучших сочинений Бортнянского был

Концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» Одним из лучших сочинений Бортнянского
концерт №32 «Скажи ми, Господи, кончину мою…» на слова 38-го псалма Давида:
Скажи ми, Господи,
кончину мою и число дней моих,
дабы я знал, какой век мой…
Услышь, Господи, молитву мою,
не будь безмолвен к слезам моим…

Слайд 25

П е в е ц
Святому братству сей фиал
От верных братий

П е в е ц Святому братству сей фиал От верных братий
круга!
Блажен, кому создатель дал
Усладу жизни, друга;
С ним счастье вдвое; в скорбный час
Он сердцу утешенье;
Он наша совесть; он для нас
Второе провиденье.
О! будь же, други, святость уз
Закон наш под шатрами;
Написан кровью наш союз:
И жить и пасть друзьями.

Бортнянскому принадлежит патриотическая хоровая песня «Певец в стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского.

В. А. Жуковский

Слайд 26

Чайковский о Бортнянском

П.И.Чайковский,
редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт

Чайковский о Бортнянском П.И.Чайковский, редактировавший в 1882 г. сочинения Бортнянского, считал этот концерт лучшим.
лучшим.
Имя файла: Презентация-на-тему-Музыкальная-культура-барокко-.pptx
Количество просмотров: 881
Количество скачиваний: 11