поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку.
Несмотря на то, что в большинстве своем оперы — очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, с массовыми сценами (например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» в одной из сцен царь выезжает на лошади), все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу». Опера появилась в Италии в начале 17 века.
Сцена из оперы «Борис Годунов»
Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто. В зависимости от содержания оперы бывают историческими (например, «Борис Годунов»), героико-эпическими («Иван Сусанин» Глинки), сказочными («Снегурочка» Римского-Корсакова), комическими («Свадьба Фигаро» Моцарта) и др.
По законам драматического театра опера делится на действия или акты, действия — на картины, а картины в свою очередь — на сцены. Все высказывания персонажей имеют специфические оперные названия. Наиболее протяженные из них называются арии, каватины, монологи; высказывания покороче — ариозо, ариетты. Полупение-полуречь называется речитативом; диалог двух героев — дуэтом. В оперу, как правило, также включаются оркестровые номера — антракты и увертюры, задающие особое настроение.
Сцена из оперы А. Г. Рубинштейна «Демон»
Партия каждого персонажа в опере пишется для какого-то определенного голоса — высокого, среднего или низкого. Все профессиональные певцы (а в операх поют именно они) различаются по высотности своего голосового диапазона. Так самый высокий женский голос называется сопрано. Для такого голоса написаны партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин», Розины в опере «Свадьба Фигаро». Среди известных сопрано: гречанка Мария Каллас, испанка Монтсеррат Кабалье, русская певица Антонина Нежданова.
Средний женский голос называется меццо-сопрано. Этим голосом поют Кармен в опере Бизе, Любаша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Известные меццо-сопрано: итальянка Джульетта Симионато, русские певицы Ирина Архипова, Елена Образцова.
Контральто — это самый низкий женский голос. Он довольно редкий и отличается грудным звучанием и особой выразительностью. Для этого голоса часто пишут партии персонажей-юношей, исполняемые певицами, например, Ваня в опере «Иван Сусанин», Лель в опере «Снегурочка».
Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
Самый высокий мужской голос — это тенор. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Хозе в опере Бизе «Кармен», Герцога в опере Верди «Риголетто». Великий итальянский певец Энрико Карузо пел тенором. Выдающиеся русские тенора 20 века — Собинов, Лемешев, Козловский. Среди современных знаменитых теноров: испанцы Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, итальянец Лучано Паваротти.
Кармен
Мадам Баттерфляй
Баритоном называют средний мужской голос. Он звучит значительно и важно, но сохраняет при этом подвижность и звонкость тенора. Баритоном поют Фигаро в опере Россини «Севильский цирюльник», Дон Жуан в опере Моцарта, Риголетто в опере Верди. Выдающиеся баритоны: итальянец Тито Гобби, немец Дитрих Фишер-Дискау, эстонец Георг Отс, русский певец Дмитрий Хворостовский.
Наконец, самый низкий мужской голос — бас. Этот величавый голос производит на слушателя особое завораживающее действие. Для баса написаны партии Ивана Сусанина в опере Глинки, князя Игоря в опере Бородина, Бориса Годунова в опере Мусоргского. Известные певцы-басы: Федор Шаляпин, Евгений Нестеренко.
Эскизы декораций к опере «Руслан и Людмила» (палаты)
Опера — это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку.
Несмотря на то, что в большинстве своем оперы — очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу».»
Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто.