Презентация на тему Птицы печали и радости - образы народной живописи

Содержание

Слайд 2

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птица радости и Птица печали.

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птица радости и Птица печали.

Слайд 3

русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника

русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника
Аполлинария Васнецова.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в

Слайд 4

их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам

СИРИН и

их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам СИРИН и АЛКОНОСТ
АЛКОНОСТ — птицы древних легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи

Слайд 5

в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли.

на ювелирных изделиях Киевской

в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли. на ювелирных изделиях Киевской Руси
Руси

Слайд 6

где сирены – это демонические полуженщины-полуптицы, а точнее птицы с женскими головами.

где сирены – это демонические полуженщины-полуптицы, а точнее птицы с женскими головами.

Пришли они из древнегреческой мифологии

Слайд 7


(Джон Вильям Уотерхаус, Одиссей и сирены, 1891)

(Джон Вильям Уотерхаус, Одиссей и сирены, 1891)

Слайд 8

Очевидно, образы эти почему-то были дороги русскому человеку.

Райская птица Сирин. Середина XIX

Очевидно, образы эти почему-то были дороги русскому человеку. Райская птица Сирин. Середина
в. Неизвестный художник.
Сирин - символ радости, нездешнего счастья.
А.Блок;
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.

Слайд 9

(Конец 18 - начало 19 века. Неизвестный художник. Чернила, темпера)
Алконост же, напротив,

(Конец 18 - начало 19 века. Неизвестный художник. Чернила, темпера) Алконост же,
предстаёт символом неизбывной печали, средоточием власти темных сил
А.Блок;
Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над её ветвистым троном
Нависло чёрное крыло.

Райская птица Алконост.

Слайд 10

– 'искусный, хитроумный, чудодейственный', (В.М.Васнецов Гамаюн, птица вещая, 1895г.)

Ещё одна райская птица

– 'искусный, хитроумный, чудодейственный', (В.М.Васнецов Гамаюн, птица вещая, 1895г.) Ещё одна райская
– Гамаюн пришла с Востока (Ирана)

Слайд 11

Промысел уществует с XVIII века. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые

Промысел уществует с XVIII века. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые
листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы Сирин.

Образ птицы Сирин часто используется в Северодвинской росписи по дереву (Пермогорской).

Слайд 12

В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и

В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и
зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.

В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни.

Слайд 13

росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки.

Круг расписываемых предметов

росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписываются прялки. Круг расписываемых
велик — деревянная и берестяная посуда,

Слайд 14

Задание урока-составить композицию в круге используя образ птицы сирин и другие элементы

Задание урока-составить композицию в круге используя образ птицы сирин и другие элементы Пермогорской росписи.
Пермогорской росписи.