Презентация на тему Живописец историк В.И. Суриков

Содержание

Слайд 2

В.И.Суриков –великий русский живописец XIX века

Все без исключения исследователи считают его произведения

В.И.Суриков –великий русский живописец XIX века Все без исключения исследователи считают его
вершиной реализма в исторической живописи русского и мирового искусства XIX века. Его полотна, посвященные поворотным моментам в судьбе России, всегда затрагивали в зрителях самые глубинные струны их души, заставляя задуматься о нашем прошлом, о тех дорогах, по которым шла история нашего Отечества.

Слайд 3

Страницы биографии

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848

Страницы биографии Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю)
года в городе Красноярске в семье губернского регистратора.

Слайд 4

Страницы биографии

В середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки

Страницы биографии В середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака,
Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство.

Слайд 5

Страницы биографии


В 1856 году Суриков
поступил в приход-
ское училище вКрасно-

Страницы биографии В 1856 году Суриков поступил в приход- ское училище вКрасно-
ярске. Там способности
мальчика к рисованию
были замечены препо-давателем Н.В. Гребневым, который стал специально заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска. Вот когда Суриков уже узнал о пленэре. Благодаря Гребневу он овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого совершенства.

Слайд 6

Страницы биографии
Золотопромышленник П.И. Кузнецов предоставил Василию Сурикову стипендию на обучение в Академии художеств

Страницы биографии Золотопромышленник П.И. Кузнецов предоставил Василию Сурикову стипендию на обучение в
в Петербурге. Учился Суриков в Академии (1869-1875) с увлечением, успешно переходя из класса в класс, получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции.

Слайд 7

Страницы биографии

В 1874 г.Суриков получил заказ на выполнение четырех росписей для строящегося

Страницы биографии В 1874 г.Суриков получил заказ на выполнение четырех росписей для
тогда в Москве храма Христа Спасителя.

Слайд 8

Страницы биографии

Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль. «…больше

Страницы биографии Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль.
всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями ,»-- писал Суриков— «Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое.»

Слайд 9

Рождение картины

«И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души...-пишет

Рождение картины «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни
Суриков,- И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

Слайд 10

«Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881— производит

«Утро стрелецкой казни» «Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881—
фурор. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху.

Слайд 11

«Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни»

Слайд 12

«Утро стрелецкой казни»

Утро стрелецкой казни" действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а

«Утро стрелецкой казни» Утро стрелецкой казни" действительно потрясает. Но не ужасами смерти,
мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. "Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь", - пишет Суриков об этом полотне. Стрельцы, идущие на смерть, полны достоинства. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады.

Слайд 13

В массе народа, который "волнуется подобно "шуму вод многих"", Суриков выделяет впечатляющие

В массе народа, который "волнуется подобно "шуму вод многих"", Суриков выделяет впечатляющие
характеры. Особенно выразителен рыжебородый стрелец, гневный взор которого, как бы прочерчивая всю композицию, сталкивается со взглядом Петра.

Слайд 14

«Меншиков в Березове»

Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных

«Меншиков в Березове» Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб
людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883г.) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России.

Слайд 15

«Меншиков в Березове»

«Меншиков в Березове»

Слайд 16

Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому

Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому
сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни.

Слайд 17

С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых

С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых
замыслов отца. Должны были... Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств,

передать их в облике героев картины и колористическом строе. ""Меншиков" из всех суриковских драм - наиболее "шекспировская" по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим", - писал М. В. Нестеров.

Слайд 18

«Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова»

Слайд 19

«Боярыня Морозова»

Момент, избранный им для картины: толпа народа и сани с неистовой

«Боярыня Морозова» Момент, избранный им для картины: толпа народа и сани с
боярыней во время ее проезда по Московским улицам – «позор следования боярыни Федосьи Прокопьевны Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствование Алексея Михайловича».

Слайд 20

Эскиз

Наиболее ранний из эскизов к «Боярыне Морозовой» относится к 1881 году.

Эскиз Наиболее ранний из эскизов к «Боярыне Морозовой» относится к 1881 году.
Замысел картины еще окончательно не созрел, однако В.Суриков уже представлял всю сцену довольно конкретно.

Слайд 21

Лицо "Морозовой" возникало чрезвычайно трудно. Суриков искал его без конца, находил, писал.

Лицо "Морозовой" возникало чрезвычайно трудно. Суриков искал его без конца, находил, писал.
Сначала, по памяти, написал он тетку свою Анастасию Торгошину .
И вновь судьба дала ему шанс. Неожиданно в Преображенское заехала староверка-начетчица с Урала, некая Анастасия.

"Я ее тут же, в садике, написал в два часа. И как вставил в картину - она всех победила, - вспоминает Суриков. - "Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев". Это протопоп Аввакум сказал про Морозову".

Слайд 22

Но тут перед картиной встала другая проблема: как передать движение, уходящее в

Но тут перед картиной встала другая проблема: как передать движение, уходящее в
глубину, дать ощущение, что Морозову "везут"?.. В поисках этой глубины, этого движения художник трижды пришивал холст к холсту. "Не идет лошадь, да и только!" - горько жаловался Третьякову, который с нетерпением ждал и эту картину.

Слайд 23

В.И.Суриков изобразил Юродивого на переднем плане картины, сидящим прямо на снегу

В.И.Суриков изобразил Юродивого на переднем плане картины, сидящим прямо на снегу в
в лохмотьях с огромным крестом с толстой цепью на шее, разутым. Видя в Морозовой защитницу правого дела, он как эхо повторяет ее жест. Его глаза «горят»светом веры, провожая взглядом сани с боярыней. В.И.Суриков рисует всю фигуру Юродивого в светлых тонах, он как будто светится внутренним светом веры. В рыхлом снегу скрюченные от холода пальцы ног, пар от дыхания.

Слайд 24

А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков.

А юродивого, этого народного прорицателя, художник нашел на одном из московских рынков.
Он был в восторге от этого пьяницы, торговавшего огурцами. Этого забулдыгу и озорника, которых в народе называют «бесшабашной головой», В. Суриков приводит к себе домой, растирает ему босые ноги водкой и торопится запечатлеть его на снегу, наблюдая розовую или лиловую игру пятен.

Слайд 25

Не успел художник справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И

Не успел художник справиться с юродивым, как уже понадобилась новая натура. И
он смешно и трогательно гонится за старушкой-богомолкой, невольно пугая ее, и с беспредельной жадностью хватает брошенной ею посох, чтобы тотчас же«вставить» его в руки странника, который уже написан на картине.

Слайд 26

Три года писал В. Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, в

Три года писал В. Суриков свою картину. Эскиз следовал за эскизом, в
поисках натуры художник был неутомим. Где только ни побывал он за это время, выискивая наиболее характерные персонажи, в гуще самой жизни черпая будущих героев своей картины.

Слайд 27

«Боярыня Морозова» 1887г.

«Боярыня Морозова» 1887г.

Слайд 28

«Покорение Сибири Ермаком»

В третьей своей большой картине - «Покорение Сибири Ермаком» (1895)

«Покорение Сибири Ермаком» В третьей своей большой картине - «Покорение Сибири Ермаком»
- Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.

Слайд 29

«Переход Суворова через Альпы»

Еще одно историческое полотно Сурикова – «Переход Суворова через

«Переход Суворова через Альпы» Еще одно историческое полотно Сурикова – «Переход Суворова
Альпы» (1899), продолжает тему героизма русских  людей, начатую в
«Покорении Сибири».

Слайд 30

«Степан Разин»

Несколько лет Суриков работа над картиной «Степан Разин» (1906) ,

«Степан Разин» Несколько лет Суриков работа над картиной «Степан Разин» (1906) ,
которая давалась ему довольно трудно. Картина поражает ощущением приволья,переливом красок,наполненность  воздухом. Целью художника было передать и мятежный дух Разина.

Слайд 31

«Взятие снежного городка в Сибири»

Живя зимой 1889/90 года в Красноярске, наблюдая тамошние

«Взятие снежного городка в Сибири» Живя зимой 1889/90 года в Красноярске, наблюдая
зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать Взятие снежного городка, изобразив излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности.

Слайд 32

"Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу

"Суриков поведал страшные были минувшего, представил человечеству в своих образах героическую душу
своего народа ",- писал художник М.В. Нестеров .
Патриотическое, правдивое творчество В.И. Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи.

Слайд 33

www.museum-onlaine.ru
http://huonos.km.ru/
http://koi.legion.wplus.net/
www.centre.smr.ru
http://mxk-guru.narod.ru/lessons.
www.originweb.info
http://narovol.narod.ru/paint/paintmain
www.peoples.ru

www.museum-onlaine.ru http://huonos.km.ru/ http://koi.legion.wplus.net/ www.centre.smr.ru http://mxk-guru.narod.ru/lessons. www.originweb.info http://narovol.narod.ru/paint/paintmain www.peoples.ru