Презентация на тему Золотая хохлома

Содержание

Слайд 2

Цели и задачи урока:

Дать начальные сведения о народном промысле России – хохломской

Цели и задачи урока: Дать начальные сведения о народном промысле России –
росписи;
Понятие о стилизации;
Освоить декоративную роспись характерную для хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;
Закрепить полученные знания;
Развивать творческие способности детей

Слайд 3

История развития промысла

Этот художественный промысел возник в 17 веке в
Нижегородском Заволжье

История развития промысла Этот художественный промысел возник в 17 веке в Нижегородском
вблизи торгового села
Хохлома.
Деревянная посуда была распространена на Руси с
давних времен: деревянную ложку или миску можно
было увидеть на столе у боярыни и в избе у
крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,
сочные цвета и расписывали разными красками, порой
золотом или серебром. Но даже самую простую посуду
нельзя было использовать неокрашенной: от горячей
пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались
трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали
олифой – вареным льняным маслом.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в
золотистый цвет без применения золота и сегодня
остается загадкой даже для специалистов…

Слайд 4

В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в трех художественных центрах. Старейший

В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в трех художественных центрах. Старейший из
из них –фабрика художественных изделий в селе Семине Нижегородской области; второй – в г.Семенове; третий тоже с г.Семенове.

Слайд 5

Хохломские изделия (Хохлома)

отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению

Хохломские изделия (Хохлома) отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению
и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом

Слайд 6

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без
применения золота.
Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".

Слайд 7

Подготовка к покраске

Изделие обмазываю льняным маслом
Затем покрывают специальным грунтом, в состав

Подготовка к покраске Изделие обмазываю льняным маслом Затем покрывают специальным грунтом, в
которого входит глина.
Изделие сушат в печи
Шлифуют
Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

Слайд 8

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.

Слайд 9

Художники рисуют:

Растительные орнаменты:
листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Узоры то

Художники рисуют: Растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
тянутся вверх, то
бегут по кругу, то извиваются.
В этом разнообразии орнаментов
проявляется фантазия художников.
Зооморфные орнаменты:
диковинные птицы и рыбы.
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.

Слайд 11

Но самым любимым мотивом

остается орнамент «травка»,
изогнутая, кустиком или
одной былинкой.
«Травку» обычно пишут
красным или

Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой.
чёрным
цветом, она обязательный
элемент хохломской
росписи.

Слайд 12

Самые замысловатые узоры

называются
«кудрина».
Травка превращается здесь в кудрину -завитки, похожие на

Самые замысловатые узоры называются «кудрина». Травка превращается здесь в кудрину -завитки, похожие
перья жар-птицы.
«Кудрины» всегда пишутся золотом.

Слайд 13

Цветущие кусты и плоды на Руси

Считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то

Цветущие кусты и плоды на Руси Считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то
их так много в хохломской росписи.

Слайд 14

Художники не вычерчивают
заранее чётких контуров в
узорах, а для этого

Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо

необходимо большое
мастерство, точность руки и глаза.

Слайд 15

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени

Слайд 16

Она практична и нарядна.

Она практична и нарядна.

Слайд 17

Она поражает своей удивительной красотой

Она поражает своей удивительной красотой

Слайд 18

“Хохлома”.
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы

“Хохлома”. Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли, колосья и злаки,
природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.

Слайд 19

Как я люблю хохломское искусство! Ложки и те у меня хохломские К ним у

Как я люблю хохломское искусство! Ложки и те у меня хохломские К
меня постоянное чувство, С детства они мне родные, родные. Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно одно в разговоре застольном: Щец бы горячих, борща не мешало. Кисть хохломская! – Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне! Виктор Набоков

Слайд 20

Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».

Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».

Слайд 21

Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К

Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К
верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) Расписывать изделие «травкой» начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенной последовательности и ритме наносят крупные, плавно изогнутые мазки – листья, затем узкие завитки и мелкие мазки. Иногда травный орнамент дополняют т.н. припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.

Слайд 22

Элементы росписи: узор «травка»

Выполняется легким движением
кончика кисти сверху вниз

Мазки с небольшим плавным

Элементы росписи: узор «травка» Выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз Мазки

утолщением

Рисуются приемом прикладывания
кисти к бумаге

В виде непрерывной линии
одинаковой толщины, закрученной в спираль

Выполняются с легким нажимом в
середине элемента

«Кустик» - состоит из более простых симметрично
расположенных элементов

Слайд 23

Этапы построения травного орнамента

Этапы построения травного орнамента

Слайд 24

Элементы росписи: узор «Листочки»

Упражнение:
Нарисуй чашу

Элементы росписи: узор «Листочки» Упражнение: Нарисуй чашу

Слайд 25

Элементы росписи: узор «Ягодки»

Упражнение:
Укрась кувшин

Элементы росписи: узор «Ягодки» Упражнение: Укрась кувшин

Слайд 26

Этапы построения орнамента с ягодками и листочками

Этапы построения орнамента с ягодками и листочками

Слайд 27

Фоновое письмо

или роспись «под фон», заключается в том, что фон

Фоновое письмо или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг
вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.

Слайд 28

Процесс фоновой росписи:
Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов;
Отписка - окрашивает

Процесс фоновой росписи: Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов; Отписка -
фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне.
Прорисовка - на листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.
Приписка - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.

Слайд 29

Современная хохлома

Современная хохлома