Презентация на тему Первые художники земли

Содержание

Слайд 2

ВИДЫ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

Слайд 6

Что же мы понимаем под словом «культура»?

Первоначально латинское слово «культура» означало «возделывание

Что же мы понимаем под словом «культура»? Первоначально латинское слово «культура» означало
земли».
В романских языках термин «культура» употребляется в близких значениях: воспитание, образование, развитие, совершенствование.
Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

Слайд 7

Культуру подразделяют на

Культуру подразделяют на

Слайд 8

Что же дает нам изучение МХК?

Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство

Что же дает нам изучение МХК? Изучая МХК, мы начинаем понимать, что
занимается вечными проблемами человечества.
Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима человеку.
Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной.

Слайд 9

Оценочная система контроля знаний по МХК

Тесты
Зачеты
Контрольные работы
Слайд-тесты
Эссе
Доклады

Оценочная система контроля знаний по МХК Тесты Зачеты Контрольные работы Слайд-тесты Эссе Доклады

Слайд 10

Древние цивилизации

Первые художники Земли

Древние цивилизации Первые художники Земли

Слайд 11

Цель урока:

изучение первобытного искусства.

Цель урока: изучение первобытного искусства.

Слайд 12

Периодизация основных этапов развития первобытной культуры:

Каменный век ( 40-4 тыс. лет до

Периодизация основных этапов развития первобытной культуры: Каменный век ( 40-4 тыс. лет
н.э.) Палеолит - (40- 12 тыс. лет до н. э.) Мезолит - (12 - 8 тыс. лет до н.э.) Неолит - (10 - 4 тыс. лет до н.э.)
2. Бронзовый и железный век - (3 - 1 тыс. лет до н. э. )

Слайд 13

Изобразительное искусство первобытности

Изобразительное искусство первобытности

Слайд 14

Существовало ли первобытное искусство?

В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де

Существовало ли первобытное искусство? В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино
Саутуола решил заняться раскопками в пещере Альтамира Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в причудливых позах.

Слайд 15

Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, однако, не принесло

Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием, которое, однако, не принесло
ему счастья. Изображения животных были столь совершенны, что другие ученые не поверили, что их сделал первобытный художник, и обвинили Саутуолу в обмане. И только новые открытия произведений искусства первобытного человека, сделанные уже после смерти Саутуолы, подтвердили подлинность росписей Альтамиры.

Слайд 16

Бизоны. Наскальная живопись пещеры Альтамира
Испания
15 000 - 10 000 до н.э.
Испания, Кантабрия

Бизоны. Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия

Слайд 17

Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира
Испания 15 000 - 10 000 до н.э.

Коза. Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия
Испания, Кантабрия

Слайд 18

Синкретичный характер ИЗО первобытности – не выделялись и не различались его основные

Синкретичный характер ИЗО первобытности – не выделялись и не различались его основные
виды- музыка, театр, ИЗО, танец.

Слайд 19

Чем же рисовали первобытные художники?

Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из шерсти,

Чем же рисовали первобытные художники? Видимо, основным художественным инструментом были кисточка из
палка или просто палец. В рисунках старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось. Получался «всем бизонам бизон». Животные изображались толстыми, мясистыми, чтобы охота была удачной.

Слайд 20

Макароны – волнистые и прямые параллельные линии на стенах пещер.

Наиболее распространенным

Макароны – волнистые и прямые параллельные линии на стенах пещер. Наиболее распространенным
сюжетом первых рисунков являются - одиночные изображения крупных животных: лошадей, львов, носорогов, оленей. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного.

Слайд 21

Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот

Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот
как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «В пещере»
«Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные... Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли»

Слайд 22

Реализм искусства первобытного человека (в этоху палеолита)
проявился в точности и лаконичности рисунков,

Реализм искусства первобытного человека (в этоху палеолита) проявился в точности и лаконичности
в умении немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных.
Художник отбирал в природе самое важное, но не соблюдал пропорций между величиной отдельных животных

Слайд 23

Наскальная живопись пещеры Альтамира
Испания
15 000 - 10 000 до н.э.
Испания, Кантабрия

Наскальная живопись пещеры Альтамира Испания 15 000 - 10 000 до н.э. Испания, Кантабрия

Слайд 24

В эпохи Мезолита и неолита - преобладают схематичные многофигурные композиции, запечатлевшие сцены

В эпохи Мезолита и неолита - преобладают схематичные многофигурные композиции, запечатлевшие сцены
охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения приобретают - условный характер.

Слайд 26

Терминологический ликбез

Тотемизм — вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой

Терминологический ликбез Тотемизм — вера в сверхъестественную связь между группой людей и
материальных предметов. В качестве тотемов чаще всего выступали животные (реже растения или другие предметы). Каждое племя имело своего «животного-родственника» и считало его своим защитником и покровителем.

Слайд 27

Люди сочиняли рассказы об этих животных. Так родились первые тотемические мифы, которые

Люди сочиняли рассказы об этих животных. Так родились первые тотемические мифы, которые
составляли священную историю рода и давали представления о мире.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды. Совершая обряд, первобытные люди «колдовали». Например, они верили, что если рассыпать блестящие камушки, произнести заклинания и исполнить обрядовый танец, то обязательно пойдет дождь.

Слайд 28

Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре?

Археология — наука о древности,

Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре? Археология — наука о
которая изучает прошлое на основании материальных остатков деятельности человека: жилища, орудий труда, пищи.
Этнография — наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, так называемое традиционное искусство.

Слайд 29

Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент.
В эпоху палеолита появляется орнамент в

Особая область первобытного изобразительного искусства — орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент
виде параллельных волнистых линий, зубчиков, спиралей, которыми покрывали орудия. Но наибольшего развития орнамент получил в эпоху неолита с появлением гончарного производства. Глиняная посуда украшалась разнообразным геометрическим узором. Создавая орнамент по образцу и подобию природы, человек стремился к познанию природных знаков.

Слайд 30

Сосуд колоколообразной формы
Испания 3000 до н.э. Испания, Кордова

Сосуд колоколообразной формы Испания 3000 до н.э. Испания, Кордова

Слайд 31

Женская фигурка из терракоты, найденная в Чернаводы
Румыния
5000 до н.э.
Румыния, Бухарест, Музей истории

Женская фигурка из терракоты, найденная в Чернаводы Румыния 5000 до н.э. Румыния, Бухарест, Музей истории

Слайд 32

Виллендорфская Венера
Австрия
25 000 - 20 000 до н. э.

Виллендорфская Венера Австрия 25 000 - 20 000 до н. э.

Слайд 33

Архитектура

В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней,

Архитектура В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней,
так называемые мегалиты (от греч. большой и камень). Письменных свидетельств о назначении мегалитических сооружений не сохранилось, и ученые пришли к выводу, что их использовали для религиозно-культовых церемоний и как обсерватории. Эти сооружения обычно связывают с культом почитания предков огня или солнца.

Слайд 35

1. Менгиры — вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образующие

1. Менгиры — вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образующие
длинные аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 м. Менгиры бывают и едва отесанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они, как правило, не были связаны с погребениями и выполняли самостоятельную функцию (например, обозначали место про ведения каких-либо ритуалов)

Слайд 36

Менгир в Карнаке
Франция
5000 до н.э.
Бретань, Франция

Менгир в Карнаке Франция 5000 до н.э. Бретань, Франция

Слайд 37

2. Дольмены — это сооружение из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых

2. Дольмены — это сооружение из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых
третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части. Наиболее совершенный вид дольмена представляет собой четыре хорошо отесанные вертикальные плиты, образующие в плане четырехугольник и перекрытые горизонтальной плитой. Видимо, эти сооружения служили обозначением места захоронения или алтарем.

Слайд 39

3. Кромлехи — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее

3. Кромлехи — каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее
сложные мегалитические сооружения. Иногда кромлехи окружали курганную насыпь, иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии, около Стоунхенджа (от англ. камень, ров).

Слайд 40

Стоунхендж
Великобритания 3100 до н. э. Великобритания, Солсбери

Стоунхендж Великобритания 3100 до н. э. Великобритания, Солсбери

Слайд 41

СтоунхенджВид сверху
Великобрита-ния
3100 до н. э.
Великобрита-ния, Солсбери

Prezentacii.com

СтоунхенджВид сверху Великобрита-ния 3100 до н. э. Великобрита-ния, Солсбери Prezentacii.com

Слайд 42

Театр, музыка и танец первобытности.

Театр, музыка и танец первобытности.

Слайд 43

Подведение итогов урока

1) Что такое культура?
2) Назовите основные периоды развития первобытной культуры?
3)

Подведение итогов урока 1) Что такое культура? 2) Назовите основные периоды развития
В чем и как проявился синкретичный характер первобытной культуры?
4)Сюжетом первых рисунков были?
5)Какой характер носили рисунки палеолита?

Слайд 44

Подведение итогов урока

6)Когда изображения приобрели условный характер?
7) Что такое мегалиты?
8) назовите основные

Подведение итогов урока 6)Когда изображения приобрели условный характер? 7) Что такое мегалиты?
виды мегалитов?
9) Самый знаменитый кромлех?