Презентация на тему Аид – владыка загробного мира

Содержание

Слайд 2

Аид или Гадес, у римлян Плутон — «богатый»; также Дит или

Аид или Гадес, у римлян Плутон — «богатый»; также Дит или Орк).
Орк).
Имя Аид - букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»).
В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых.
Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона.. По Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей, по другой версии, он был сброшен отцом в Тартар.
После победы над титанами, братья Зевс, Посейдон и Аид, разделили мир.
Аиду досталось в удел подземное цар-ство и власть над тенями умерших, кажется, по жребию, ибо кто добро-вольно согласился бы им управлять.

Слайд 3

Джон Мартин. Тартар

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно

Джон Мартин. Тартар Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид.
мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца.

Слайд 4

Тартар - место наказания в Подземном царстве

Бездонные пропасти ведут с поверхности земли

Тартар - место наказания в Подземном царстве Бездонные пропасти ведут с поверхности
в страшное царство Аида.
Ужасные реки текут там.

Слайд 5

Чудовища Тартара

Чудовища Тартара

Слайд 6

Аид и Персефона

Характер у Аида был, как говорили древние греки, скверный и

Аид и Персефона Характер у Аида был, как говорили древние греки, скверный
мрачный. Он не мог бы ужиться ни с кем и ни где, кроме преисподней.

Слайд 7

Лоренцо Джованни Бернини
Похищение Прозерпины

Мрачный Аид царствовал вместе с супругой Персефоной

Лоренцо Джованни Бернини Похищение Прозерпины Мрачный Аид царствовал вместе с супругой Персефоной
(Дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на упряжке из четырёх лошадей.

Слайд 8

Похищение Персефоны
(Лоренцо Бернини)

Похищение Персефоны (Лоренцо Бернини)

Слайд 9

Аид похищает Персефону

Аид похищает Персефону

Слайд 10

Деметра разгневалась на громовержца Зевса за то, что он без ее согласия

Деметра разгневалась на громовержца Зевса за то, что он без ее согласия
отдал Персефону в жены Аиду.
Она покинула богов и Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле.
Погруженная в печаль, Деметра ничего не видела и не слышала вокруг.

Говард Дэвид Джонсон «Деметра. ищущая Персефону

Слайд 11

А тем временем земля перестала давать урожай, наступил страшный голод. «Замерла жизнь

А тем временем земля перестала давать урожай, наступил страшный голод. «Замерла жизнь
на земле. Гибель грозила всему людскому роду».

Слайд 12

Деметра и Персефона

Мать Персефоны Деметра, богиня плодо-родия земли, в горест-ных поисках дочери

Деметра и Персефона Мать Персефоны Деметра, богиня плодо-родия земли, в горест-ных поисках
за-была о своих обязан-ностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери.

Слайд 13

Аид предлагает Персефоне гранат. Краснофигурная керамика

Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен

Аид предлагает Персефоне гранат. Краснофигурная керамика Однако Аид заставил её проглотить несколько
граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — царствовать в подземном мире с Аидом.

Слайд 14

Царство Аида. (Рисунок на вазе.)
В середине сидят Аид и Персефона, направо Триптолем,

Царство Аида. (Рисунок на вазе.) В середине сидят Аид и Персефона, направо
Эак и Минос над ними Рес и Миртил, под судьями три Данаиды, налево от них богиня на чудовище и Геракл, связывающий Кербера.
Налево от Геракла Гермес и Сизиф с камнем, над камнем Эриния.
Над Эринией диоскуры и Орфей с лирой, над ними Гераклиды и Мегара.

Здесь, за глухим порогом,
Не слышен волн прибой.
Здесь места нет тревогам,
Всегда царит покой...
Созвездий мириады
Сюда не шлют лучи,
Ни радости беспечной,
Ни скорби быстротечной -
Один лишь сон, сон вечный
Ждет в вечной той ночи.
Суинберн Элджернон

Слайд 15

География Аида – карта царства Аида - преисподней древних греков

Амелет. река в

География Аида – карта царства Аида - преисподней древних греков Амелет. река
Аиде. Есть выражение «в страну Амелета»., значит умереть.
Амсанкт. Озеро, где находился вход в преисподнюю. Ахерон - «река скорби».
Коцит, ( Кокит ) «вопль» - река и озеро в Аиде.
Лета («забвение») - источник и одна из рек в Аиде.
Океан, одна из четырёх рек Аида. Поля асфодедей

Стикс -«чудовище», река в Аиде - олицетворение
древнего ужаса и мрака.
Тартар – бездна в Аиде.
Флегетон «жгучий» или Пирифлегетонт («пылающий огнем», река в Аиде.
Стигийские болота – ужасные топи.
Элисий – страна блаженных.

Слайд 16

Стикс - "ненавистная" река, воды которой, по убеждению древних, отличались свойством разъедать

Стикс - "ненавистная" река, воды которой, по убеждению древних, отличались свойством разъедать
все, кроме лошадиных копыт. Так греки называли главную реку подземного царства, - Аид, семь раз опоясывающую ад. Боги клялись водами Стикса, и эта клятва на воде считалась самой священной.

Густав Доре. Стикс. Переправа

Слайд 17

Аид – это и название царства бога Аида Чтобы попасть к его

Аид – это и название царства бога Аида Чтобы попасть к его
вратам, надо было у реки Стикс (или Ахеронт) дождаться ладьи, которой управлял демон Харон – безобразный седой старец, с вскло-коченной бородой.
Переезд надо оплатить мелкой монеткой, которую умершему клали под язык. Безденежных - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в чёлн, и они сами гребли.

Стикс — священная река в Аиде. Гефест, когда ковал мечи, закалял их в водах Стикса.
Герой Ахилл получил свою непобедимость благодаря тому что его мать, богиня Фетида, окунула его в воды Стикса.

Слайд 18

«Харон перевозит души через реку Стикс» (Литовченко А. Д., 1861)

Живому человеку путь

«Харон перевозит души через реку Стикс» (Литовченко А. Д., 1861) Живому человеку
в царство смерти открывает золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны. А Геракл, Пирифой и Тесей насильно заставили Xарона перевезти их в аид.

Слайд 19

Недвижен стал шерстистый лик ужасный,
У лодочника сумрачной реки,
И вкруг очей

Недвижен стал шерстистый лик ужасный, У лодочника сумрачной реки, И вкруг очей
змеился пламень красный..
Данте «божественная комедия»

Данте, следуя за Вергилием в описании входа в царство мертвых, изображает, Харона не безобидным старцем, а жутким бесом.

Слайд 20

Вход в Аид охраняет трехголовый пес Цербер

Вход в Аид охраняет трехголовый пес Цербер

Слайд 21

Геракл и Цербер.
Борис Валледжо
1988 г.

Геракл похищает из царства мертвых пса - стража

Геракл и Цербер. Борис Валледжо 1988 г. Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.
Аида.

Слайд 22

Асфодель или дикий тюльпан - в древности у греков счи-тался символом смерти,

Асфодель или дикий тюльпан - в древности у греков счи-тался символом смерти,
траура, скорби и загробной жиз-ни. Он служил в царстве Аида пищей умершим и был пос-вящен владычице подземного царства Персефоне.

В Аиде росли грустные на вид деревья. Одно до сих пор сох-раняет ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь.
Куда ни кинь взгляд - луга асфодели, с синевато-бледными цветами, напоминающими щеки лежащего на смертном одре.

Слайд 23

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни
печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной.

Аид и Кора-Персефона на троне. Аид держит в руках цветы сельдерея,
а Персефона – колосья пшеницы.

Слайд 24

Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями, преследуют

Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями, преследуют
они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву.

Слайд 25

Танат, бог смерти стоит возле трона с мечем в руках, в черном

Танат, бог смерти стоит возле трона с мечем в руках, в черном
плаще, с громадными темными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом (или косой) прядь волос с его головы и исторгнуть душу.

Слайд 26

Керы - духи смерти в греческой мифологии.
Керы - дети богини ночи

Керы - духи смерти в греческой мифологии. Керы - дети богини ночи
Никты, приносящие
людям страдания и смерть.

Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.
Иногда связывают греческие Керы и славянские «кары».

Слайд 27

Гипнос -бог сна и сновидений, сын богини Никты (Ночи), младший брат-близнец бога

Гипнос -бог сна и сновидений, сын богини Никты (Ночи), младший брат-близнец бога
смерти Танатоса, богинь судьбы мойр, Немесиды; любимец муз.
Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в противоположность беспощадному Танатосу. Гипнос с помощью своего непременного атрибута - мака - мог усыплять и приносить сладкое успокоение всем, даже великому Зевсу.

Слайд 28

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Над всеми привидениями и чудовищами

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Над всеми привидениями и чудовищами
властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак. Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.

Слайд 29

Эвелин Морган
Ночь и Сон

Эвелин Морган Ночь и Сон

Слайд 30

Аид с рогом изобилия и Персефона Краснофигурная керамика

Аид считался божеством под-земных

Аид с рогом изобилия и Персефона Краснофигурная керамика Аид считался божеством под-земных
богатств и плодо-родия, дарующих урожай из недр земли. (в связи с аллего-рическим сравнением судьбы хлебного зерна).

Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека;. Он владелец человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым.

Слайд 31

Что означает выражение
«Танталловы муки»?

Здесь вершится суд над грешниками: Танталлом , Данаидами,

Что означает выражение «Танталловы муки»? Здесь вершится суд над грешниками: Танталлом , Данаидами, и Сизифом
и Сизифом

Слайд 32

Данаиды в подземном царстве Аида наполняют сосуд водой; слева, на скале, сидит

Данаиды в подземном царстве Аида наполняют сосуд водой; слева, на скале, сидит
бог Гермес.
Барельеф I в. до н. э.

Данаиды кинжалами прон-зили своих мужей, лишь только они уснули. Так погиб-ли 49 сыновей Египта.
За совершенное злодеяние Данаиды должны наполнять водой огромный сосуд, не имеющий дна. Вечно носят они воду, черпая ее в подземной реке, и выливают в сосуд. Вот, кажется, уже он полон, но вытекает из него вода. Опять принимаются за работу Данаид. Так и длится без конца их бесплодная работа.

Что означает руссккое выражение «бездонная бочка»?

Слайд 33

Аид и Сизиф
Чернофигурная керамика

Что означает выражение
«Сизифов труд»?

Аид никому из своих подданных

Аид и Сизиф Чернофигурная керамика Что означает выражение «Сизифов труд»? Аид никому
не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых.

Слайд 34

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей
умершей женой Эвридикой. Орфей так очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они согласились возвратить на землю Эвридику.

Слайд 35

Орфей, играющий для Аида и Персефоны, слева - Эвридика и Эрот
Барельеф

Орфей, играющий для Аида и Персефоны, слева - Эвридика и Эрот Барельеф

Слайд 36

Orpheus, Eurydice, Hades, Persephone Rubens, Prado, Madrid

Но Эвридика должна была вскоре вернуть-ся

Orpheus, Eurydice, Hades, Persephone Rubens, Prado, Madrid Но Эвридика должна была вскоре
назад, потому что Орфей нарушил до-говор с богами, обер-нувшись назад до выхода из царства Аида, чтобы убедиться, что жена следует за ним.