Есть ли у симфонии будущее?

Слайд 2

Что такое симфония?

Симфония — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся

Что такое симфония? Симфония — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии
для большого оркестра смешанного состава, но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров. в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Слайд 3

Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом)

Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом)
и концертная симфония (от двух до девяти солирующих инструментов), родственные по своему строению концерту. По аналогии могут принимать название «симфония», вместе с элементами жанровой структуры, произведения для хора (хоровая симфония) или инструмента (особенно органа, реже — фортепиано).
Симфония может сближаться с другими музыкальными жанрами, образуя такие гибридные жанрв, как симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма, симфония-каната

Слайд 4

Развитие симфонии

В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр. Венецианская состояла

Развитие симфонии В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных
из двух частей — медленной, торжественной и быстрой, фугированной; этот тип увертюры впоследствии получил развитие во французской опере. Введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году неаполитанский тип увертюры состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе (аллегро), 2-я — в медленном (адажио или анданте). Заимствованная у скрипичной сонаты, эта форма постепенно стала доминирующей.
Оперные увертюры со временем стали исполняться и вне театра, в концертах, что способствовало превращению симфонии, уже в первой трети XVIII века (около 1730 года), в самостоятельный вид оркестровой музыки. Обособившись от оперы, симфония поначалу сохраняла и яркие, выразительные музыкальные темы, характерные для увертюры, и её развлекательный характер. У оперы ранняя симфония заимствовала и гомофонный тип многоголосия: её становление как особого жанра непосредственно связано с нормативной эстетикой классицизма, предполагавшей чёткую иерархию высшего и низшего, главного и второстепенного, центрального и подчинённого; однако именно в опере гомофонное письмо, разделившее голоса на главный и аккомпанирующие — в противовес полифоническому равноправию голосов, — утвердилось раньше, чем в инструментальной музыке, поскольку оказалось более приспособлено для жанра музыкально-драматического.

Слайд 5

опере певец впервые перестал быть лишь «голосовой единицей» в сложной структуре

опере певец впервые перестал быть лишь «голосовой единицей» в сложной структуре хора,
хора, он превратился в героя драмы, с его индивидуальными, пусть и типизированными переживаниями, — сольное пение, по сравнению с хоровым более гибкое, влекло за собой и развитую мелодичность, способную эти переживания передать. Мелодика, остававшаяся в хоровой культуре эпохи Возрождения мало развитым и подчиненным элементом, в опере с самого начала заняла главенствующее положение по отношению ко всем остальным сторонами музыкальной выразительности. Средства индивидуализации персонажей, передачи их эмоциональных состояний, найденные в опере, были восприняты и инструментальной музыкой: в ранней симфонии одна основная мелодия, чаще всего скрипичная, сопровождалась оттеняющим аккомпанементом. Уже в оперной увертюре намечался принцип чередования контрастных разделов, — в симфонии эти разделы превратились в самостоятельные части.
Именно это позволило симфонии стать самостоятельным жанром музыки

Слайд 6

Симфония сейчас

Всё с годами теряет свою популярность, и симфония не исключение Современные

Симфония сейчас Всё с годами теряет свою популярность, и симфония не исключение
композиторы сегодня предпочитают симфоническим формам камерные жанры, требующие не столь большого состава исполнителей. В подобного рода концертах даже используются фонограммы с записью шумов или каких-то электронно-акустических эффектов. Музыкальный язык, который сегодня культивируется в современной музыке, — весьма экспериментальный, поисковый. Считается, что писать сегодня музыку для оркестра — это значит положить ее в стол. Многие полагают, что время симфонии как жанра, в котором работают молодые композиторы, безусловно, прошло.