Форма и содержание в музыке

Содержание

Слайд 2

«Для понимания художественного произведения
необходима возвышенная любовь
и оценка гармонии, мелодии, ритма,

«Для понимания художественного произведения необходима возвышенная любовь и оценка гармонии, мелодии, ритма,
голосоведения, тембров и оттенков…»
(Н.А. Римский-Корсаков)

Слайд 3

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы.

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы.
Произведения искусств пространственных (графика, живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения. Большие очертания, как правило, охватываются раньше деталей.
Музыка, же, наоборот, подобно искусству слова (поэзия, проза) развёртывается во времени, деталь за деталью. 

Слайд 4

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то
есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу. 
В этом отношении музыка подобна словесной речи. Аналогия с ней может быть продолжена: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие – абзацы, фразы различной длины и даже слова. 
По этой причине музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти. 

Слайд 5

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения.
Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения,

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения,
создаётся в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределённых во времени. Каждый элемент музыкальной формы и является главным носителем содержания: по тому, как звучит музыка, что в ней главенствует, каковы особенности её организации, мы можем судить и о музыкальном образе, характере, настроении.

Слайд 6

Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Об этом писал поэт

Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Об этом писал поэт
Валерий Брюсов в одном из первых своих стихотворений, которое назвал «Сонет к форме».
Есть тонкие властительные связи 
Меж контуром и запахом цветка. 
Так бриллиант невидим нам, пока 
Под гранями не оживёт в алмазе. 
Так образы изменчивых фантазий, 
Бегущие, как в небе облака, 
Окаменев, живут потом века 
В отточенной и завершённой фразе. 
И я хочу, чтоб все мои мечты, 
Дошедшие до слова и до света, 
Нашли себе желанные черты. 
Пускай мой друг, разрезав том поэта, 
Упьётся в нём и стройностью сонета 
И буквами спокойной красоты! 

Слайд 7

Обратите внимание, как определяет поэт сущность формы и содержания.
«Контур» и «запах»,

Обратите внимание, как определяет поэт сущность формы и содержания. «Контур» и «запах»,
то есть сочетание видимого, предметного, в котором обретает своё выражение осязаемое, воспринимаемое, но незримое.
Содержание – это и «образы изменчивых фантазий», и «мечты», бегущие, блуждающие, находящие успокоение и завершённость лишь в отточенности и определённости формы. 

Слайд 8

Именно поэтому изучать музыкальную форму (во всей широте и богатстве её проявлений)

Именно поэтому изучать музыкальную форму (во всей широте и богатстве её проявлений)
означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль. 
Уже в том, как складывается произведение, какие выразительные средства выступают в нём на первый план, угадывается замысел композитора. 

Слайд 9

Почему одни произведения запомнить легко с первого прослушивания, а другие сложно? Потому

Почему одни произведения запомнить легко с первого прослушивания, а другие сложно? Потому
что одни произведения имеют простую музыкальную форму и звучать не продолжительно, а другие – более сложные по форме и звучат дольше. Здесь действуют свои законы музыкальной формы.
Музыкальная форма –
1) это совокупность всех выразительных средств (мелодия, ритм, гармония, лад, темп, тембр, фактура).
2) принцип построения музыкального произведения, соотношение отдельных частей.

Слайд 10

Музыкальная речь схожа с литературной речью, в ней также есть фразы и

Музыкальная речь схожа с литературной речью, в ней также есть фразы и
предложения, которые в отличии от литературной складываются не в текст, а в музыкальную форму.
Музыкальные мысли (ФРАЗЫ) выражаются в МЕЛОДИИ. Мелодия может повторятся, а может чередоваться с другими музыкальными мыслями. Из этого следует, что есть приемы построения, по которым строятся музыкальные формы.
ПРИЕМЫ: 1. Точный повтор. 2. Неточный повтор. 3. Контраст (резкая смена звучания).

Слайд 11

1. Задание к уроку: слушайте музыкальные фрагменты и определите количество фраз в

1. Задание к уроку: слушайте музыкальные фрагменты и определите количество фраз в каждом, запишите в тетрадь.
каждом, запишите в тетрадь.