Мелизмы

Содержание

Слайд 2

мелизмы (от греч. melistos – особый вид пения) – небольшие мелодичные обороты,

мелизмы (от греч. melistos – особый вид пения) – небольшие мелодичные обороты,
украшающие основной рисунок мелодии

МЕЛИЗМЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ДВУМЯ СПОСОБАМИ:
ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАКОВ
МЕЛКИМИ НОТАМИ

Слайд 3

К МЕЛИЗМАМ ОТНОСЯТСЯ:
ФОРШЛАГ
МОРДЕНТ
ГРУППЕТТО
ТРЕЛЬ
АРПЕДЖИАТО

К МЕЛИЗМАМ ОТНОСЯТСЯ: ФОРШЛАГ МОРДЕНТ ГРУППЕТТО ТРЕЛЬ АРПЕДЖИАТО

Слайд 4

ФОРШЛАГ (НЕМ. ПРЕДУДАР) – мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков

ФОРШЛАГ (НЕМ. ПРЕДУДАР) – мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков
и предваряющее какой-либо звук мелодии. Изображается форшлаг нотами мелкого начертания

СУЩЕСТВУЕТ ДВА ТИПА ФОРШЛАГА:
ДОЛГИЙ (НЕПЕРЕЧЁРКНУТЫЙ) И КОРОТКИЙ(ПЕРЕЧЁРКНУТЫЙ)

ДОЛГИЙ ФОРШЛАГ
ИСПОЛНЯЕТСЯ ЗА СЧЁТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТЫ, ПЕРЕД КОТОРОЙ ОН СТОИТ И ОТНИМАЕТ ПОЛОВИНУ ЕЁ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 5

ПРИМЕР
ДОЛГОГО
ФОРШЛАГА

ПРИ НОТЕ С ТОЧКОЙ ДОЛГИЙ ФОРШЛАГ РАВЕН ЕЁ ДВУМ ТРЕТЯМ

ПРИМЕР ДОЛГОГО ФОРШЛАГА ПРИ НОТЕ С ТОЧКОЙ ДОЛГИЙ ФОРШЛАГ РАВЕН ЕЁ ДВУМ ТРЕТЯМ

Слайд 6

КОРОТКИЙ ФОРШЛАГ СОСТОИТ ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЗВУКОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХСЯ ОЧЕНЬ КОРОТКО ЗА

КОРОТКИЙ ФОРШЛАГ СОСТОИТ ИЗ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЗВУКОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХСЯ ОЧЕНЬ КОРОТКО ЗА
СЧЁТ ПРЕДЫДУЩЕЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ТОЙ, ПЕРЕД КОТОРОЙ ОН ОБОЗНАЧЕН. РАСШИФРОВКА ЗАВИСИТ ОТ СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ ЭПОХИ БАРОККО (БАХ, ГЕНДЕЛЬ), В МУЗЫКЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ (ГАЙДН, МОЦАРТ, БЕТХОВЕН) КОРОТКИЙ ФОРШЛАГ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЗА СЧЁТ ОСНОВНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, ЗАИМСТВУЯ ЛИШЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЕЁ ЧАСТЬ:

Слайд 7

ПРИМЕР КОРОТКОГО ФОРШЛАГА

В музыке более позднего периода, в творчестве композиторов-романтиков
(Глинка, Шопен, Рахманинов)

ПРИМЕР КОРОТКОГО ФОРШЛАГА В музыке более позднего периода, в творчестве композиторов-романтиков (Глинка,
короткий форшлаг
исполняется за счёт длительности предыдущей ноты ( как затакт)

Слайд 8

Правила игры форшлага:

Играйте ноту форшлага быстро.
Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
Движение

Правила игры форшлага: Играйте ноту форшлага быстро. Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать
должно быть плавным, скользящим.
Упор необходимо делать на основную ноту.

Слайд 9

МОРДЕНТ (итал. mordente – кусающий, острый) – БЫСТРАЯ МЕЛОДИЧЕСКАЯ ФИГУРА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ

МОРДЕНТ (итал. mordente – кусающий, острый) – БЫСТРАЯ МЕЛОДИЧЕСКАЯ ФИГУРА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ
ТРЁХ ЗВУКОВ: ОСНОВНОЙ, СОСЕДНИЙ, ОСНОВНОЙ. ИЗОБРАЖАЕТСЯ УСЛОВНЫМ ЗНАКОМ НАД НОТОЙ.

В НЕПЕРЕЧЁРКНУТОМ МОРДЕНТЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ СОСЕДНИЙ ЗВУК СВЕРХУ. В ПЕРЕЧЁРКНУТОМ – ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ НОТА СНИЗУ.

Слайд 10

ТРЕЛЬ (ОТ ИТАЛ. TRILLARE – ДРЕБЕЗЖАТЬ) – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ МЕЛИЗМОВ:

ЭТО

ТРЕЛЬ (ОТ ИТАЛ. TRILLARE – ДРЕБЕЗЖАТЬ) – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ МЕЛИЗМОВ:
БЫСТРОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ОСНОВНОГО И ВЕРХНЕГО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ. ОБОЗНАЧАЕТСЯ tr над нотой

Слайд 11

Правила игры трели:

Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в

Правила игры трели: Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели
первый раз.
Переносите вес с одного пальца на другой;
Следите за ровностью звучания;
Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.
Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.

Слайд 12

ГРУППЕТТО - ИТАЛ. gruppetto – маленькая группа) – представляет собой группу из

ГРУППЕТТО - ИТАЛ. gruppetto – маленькая группа) – представляет собой группу из
4-5 нот вокруг основного звука. ЗНАК ПРОСТАВЛЯЕТСЯ ЛИБО НАД НОТОЙ, ЛИБО МЕЖДУ ДВУМЯ РАЗЛИЧНЫМИ НОТАМИ

Слайд 13

АРПЕДЖИАТО - ЗВУКИ ИСПОЛНЯЮТСЯ НЕ ОДНОВРЕМЕННО, А ПООЧЕРЁДНО, СНИЗУ ВВЕРХ, ПОДОБНО АРФЕ

АРПЕДЖИАТО - ЗВУКИ ИСПОЛНЯЮТСЯ НЕ ОДНОВРЕМЕННО, А ПООЧЕРЁДНО, СНИЗУ ВВЕРХ, ПОДОБНО АРФЕ