Фортепианное творчество Ф. Шуберта

Слайд 2

Фортепианные произведения Шуберта

Эта область творчества также принадлежит к числу крупнейших достижений композитора.

Фортепианные произведения Шуберта Эта область творчества также принадлежит к числу крупнейших достижений
Он создал для фортепиано огромное количество произведений. Причем в них так и не прибли­зился к современному ему концертному пианиз­му. Это было связано с тем, что он не любил бравурную виртуозность. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая с вой ствол на и прекрасным: пианистам и которая не доставля­ет удовольствия ни уму, пи сердцу», писал он. Кстати, М. И. Глинка называл такое испол­нение «котлетной игрой». Фортепианные же миниатюры Шуберта писались именно для души. Они очень просты, выразительны, напев­ны. Рассчитаны они были для домашнего музи­цирования, и большинство фортепианных про­изведений композитора появились из импрови­заций Шуберта на балах, «шубертиадах», где он услаждал слух своих друзей. Эти импрови­зации он потом записывал. Так появилось ог­ромное количество сочинений: около 250 валь­сов, около 50 маршей, 15 сонат и 7 незакончен­ных сонат, 8 «Экспромтов», 6 «Музыкальных моментов», фантазии... Если продолжать пере­числять, получится огромный список. Все эти произведения стали новым словом в истории фортепианной музыки.

Слайд 3

«Вальс си-минор»

Это новое прежде всего проявилось в танцах Шуберта — особенно вальсах,

«Вальс си-минор» Это новое прежде всего проявилось в танцах Шуберта — особенно
лендлерах и мар­шах.
То, что вальс проник в фортепианную му­зыку, подтверждало ее демократизацию, обра­щенность к широким слоям любителей искус­ства, простоте и доступности. Этот танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музы­кантов, игравших на уличных перекрестках, в ресторанах или танцевальных залах. Конечно, вальсы Шуберта близки бытовым танцам, но они возвышаются над этой развлекательной музы­кой. У Шуберта вальс — камерная миниатюра, настоящая поэма, так много в нем лирики, оба­яния, неповторимости, тонких красок. Яркий пример тому — знаменитый си минорный Вальс Шуберта.

Слайд 4

«Военный марш»

Марш использовался Шубертом большей частью в произведениях для фортепиано в че­тыре

«Военный марш» Марш использовался Шубертом большей частью в произведениях для фортепиано в
руки. Ни один крупный композитор не уде­лил столько внимания четырехручной литера­туре, как Шуберт, Причем для такого ансамб­ля композитор писал марши, полонезы, рондо, дивертисменты, сонаты. Среди них мы видим и бытовые миниатюры и крупные формы

Самая типичная черта четырех ручных ми­ниатюр Шуберта — насыщенность маршами и маршевыми ритмами. Среди них есть «Военные марши», «Характерные марши», «Дивертисмент в форме марша» и многие другие. Наиболее известен и любим ре мажорный «Военный марш», который был переложен для сольного исполнения и стал не менее известен, чем мно­гие песни Шуберта.

Слайд 5

«Музыкальный момент» фа минор

К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной

«Музыкальный момент» фа минор К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической
миниатюры. Это восемь «Экспромтов» и шесть «Музы­кальных моментов». Эти новые для того време­ни названия, которые композитор первым ввел в музыку, выражали определенную авторскую идею. Каждая такая пьеса должна была запе­чатлеть один миг все время меняющейся внут­ренней жизни художника. Палитра настроений этих «мгновений» очень широка -- от безмя­тежной лирики до бурных драматических взрывов.
Наиболее известны «Музыкальный момент» фа минор и «Экспромт» ми бемоль мажор Шу­берта, но вы можете познакомиться и с другими произведениями в этом жанре.

Слайд 6

«Экспромт №3»

Если говорить о фортепианном творчестве Шуберта в целом, оно во многом

«Экспромт №3» Если говорить о фортепианном творчестве Шуберта в целом, оно во
близко его пес­ням. Здесь та же красота, выразительность, изя­щество, стройность, Как и песни, многие мини­атюры написаны в трехчастной форме с кон­трастной средней частью. Эта форма потом получит большое распространение в творчестве композиторов- романтиков.

Слайд 7

Вопросы

К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?
Какие жанры в этой

Вопросы К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт? Какие жанры
области он ввел первым?
Какие черты характерны для произведений Шубер­та для фортепиано?
На какое исполнение (концертное или домашнее) своих фортепианных миниатюр рассчитывал композитор?
Имя файла: Фортепианное-творчество-Ф.-Шуберта.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0