Слайд 2Цель: знакомство обучающихся с жанром сонаты на примере “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.
![Цель: знакомство обучающихся с жанром сонаты на примере “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-1.jpg)
Слайд 3ЛЮ́ДВИГ ВАН БЕТХО́ВЕН
немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».
Самым значительным в его наследии
![ЛЮ́ДВИГ ВАН БЕТХО́ВЕН немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-2.jpg)
считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.
Слайд 4СОНАТА
Жанр инструментальной музыки
Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как
![СОНАТА Жанр инструментальной музыки Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-3.jpg)
«звучать». Соната состоит из трех частей. Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой.
Слайд 5Л.БЕТХОВЕН. СОНАТА №8
Соната для фортепиано № 8 до минор («Патетическая») — музыкальное произведение в 1798—1799
![Л.БЕТХОВЕН. СОНАТА №8 Соната для фортепиано № 8 до минор («Патетическая») —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-4.jpg)
годах и впервые опубликованное в декабре 1799 года под названием «Большая патетическая соната».
«Патетическая» (от греческого слова «pathos» — «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением».
Слайд 6СОНАТА «ПАТЕТИЧЕСКАЯ»
Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление.
![СОНАТА «ПАТЕТИЧЕСКАЯ» Необычно уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-5.jpg)
Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжёлые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы (основная тональность сонаты до минор). Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов.
Слайд 8Главная тема (c-moll) имеет героический характер. В ее основе – восходящее движение по гамме
![Главная тема (c-moll) имеет героический характер. В ее основе – восходящее движение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-7.jpg)
гармонического минора, обостренной вводным тоном к субдоминанте.
Слайд 9II часть, Adagio cantabile (As-dur), одна из самых прекрасных медленных частей. Вторая
![II часть, Adagio cantabile (As-dur), одна из самых прекрасных медленных частей. Вторая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1103759/slide-8.jpg)
часть в ля-бемоль мажоре, - глубокое размышление о чём-то серьёзном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем.