Стилевые особенности Чайковского

Содержание

Слайд 2

Стилевые особенности
в творчестве русских композиторов.

Петр Ильич Чайковский.
(1840-1893)

Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Петр Ильич Чайковский. (1840-1893)

Слайд 3

Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой

Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой
души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став «жизненной необходимостью» (Б.Асафьев);

в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству.

Слайд 4

Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний. Композитор относился к симфонии как жанру

Симфоническое наследие П.И.Чайковского составляют 8 симфоний. Композитор относился к симфонии как жанру
лирическому, что было для его времени необычным. Именно здесь сформировались основные образы и идеи его творчества, пронизывающие всю музыку: противостояние душевной красоты, человечности и – неизбежности, рока, слепой силы ненависти.

Между этими крайними силами находится смятенный, ищущий человек, тщетно пытающийся победить роковую предопределенность. Проявившись и оформившись, эта идея со временем будет окрашивать произведения Чайковского во все более трагические тона.

Симфоническое творчество

Слайд 5

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску.
Произведения Петра Ильича

Каждое из симфонических произведений несет в себе особую жанровую окраску. Произведения Петра
содержат лирико-психологическую и лирико-драматическую концепции, в большинстве своем пессимистичные. Так, симфония№4, «Спящая красавица» демонстрируют победу рока. В целом, развитие симфонизма движется в двух направлениях:

от лирики (симфония №1) через драму (симфонии №4, 5) – к трагедии (симфония №6);
постепенный уход от жанровости в сторону психологизации образов.

Симфония №6 «Патетическая»

Слайд 6

Оперное творчество Чайковского

многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных по

Оперное творчество Чайковского многогранность и богатство образного мира героев при относительно несложных
замыслу и драматургии сюжетах;
развитие образов протекает в острых, напряженных психологически ситуациях;
характеристика героев основывается на певучих мелодиях широкого дыхания (композитор считал, что опера без мелодии – не опера);

Отличительные черты:

Слайд 7

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра.
«Воевода»,

Оперы Чайковского проходят в целом путь эволюции в сторону кристаллизации нового жанра.
первая опера, развивает линию народно-бытовую, драматическое развитие в ней не играет определяющей роли.
«Ундина» в основе содержит фантастический сюжет, продолжая глинкинские традиции;
в основе оперы «Опричник» — сюжет исторический.
Черты лирико-комической и фантастической оперы находим в «Кузнеце Вакуле».
Начиная с пятой оперы «Евгений Онегин» развиваются черты лирико-психологической оперы. Далее следуют «Орлеанская Дева», «Мазепа», «Чародейка».
Вершиной оперного творчества выступает «Пиковая Дама» (1890) как образец трагической оперы.
Завершает оперное творчество композитора одноактная опера «Иоланта» (1891), являющаяся первым шагом на пути к камернизации оперы, что составит отдельную ветвь музыки ХХ в.

Слайд 8

«Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, шедевр русской и мировой классики,

«Пиковая дама» - вершина оперного творчества Чайковского, шедевр русской и мировой классики,
по мастерству, по единству и цельности развития представляет уникальное явление.

Слайд 9

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности

Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности
музыки.
Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Принципы симфонизации балета - в этом заключается реформа Чайковского. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет - сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, единство целого.

Балеты Чайковского

Слайд 10

Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то

Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то
содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел.Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные.

Слайд 11

Балет «Лебединое озеро» - романтическая повесть о любви и верности.

Музыкальный критик Г.А.Ларош

Балет «Лебединое озеро» - романтическая повесть о любви и верности. Музыкальный критик
по поводу балета «Лебединое озеро» писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его популярность, растущую с каждым годом.

Слайд 12

Камерно-инструментальные и вокальные произведения.

В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт

Камерно-инструментальные и вокальные произведения. В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения,
музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».

Музыка Петра Ильича также включает произведения в области:
хоровой музыки,
духовные произведения,
вокальные ансамбли,
музыки к спектаклям, т.д.

Слайд 13

Романсы составляют богатейшую часть творчества Чайковского. На протяжении всей жизни он писал

Романсы составляют богатейшую часть творчества Чайковского. На протяжении всей жизни он писал
романсы, поэтому они отражают основные вехи его эволюции, Чайковский обогащает жанр романса приемами развития свойственными оперной и симфонической музыке.
Более ста романсов написано Чайковским. Они различны по настроению: радостны и светлы такие романсы как «То были раннею весной», «День ли царит», драматичны романсы «Ночь», «Снова, как прежде, один». Ряд романсов связаны с темой природы («Благославляю вас, леса», «Растворил я окно»). Глубоко и правдиво переданы различные чувства и настроения. Ведущей является лирическая тема.
Тексты романсов принадлежат различным поэтам, в основном русским: А.Толстой, Пушкин, Фет, Майков и другие.
В романсах, также как и в операх, Чайковский находит верный, соответствующий тексту и характеру мелодический образ.

Романсы

Слайд 14

Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой певучей мелодии с речевой

Характерной чертой романсного стиля Чайковского является сочетание широкой певучей мелодии с речевой
выразительностью, а также единство ритма на протяжении всего произведения. Большую роль играет фортепианная партия, которая дополняет вокальную партию, создавая яркий цельный образ - настроение...

Слайд 15

Большая законченность целого достигается посредством интонационного объединения различных мелодических фраз. Романс написан

Большая законченность целого достигается посредством интонационного объединения различных мелодических фраз. Романс написан
в трехчастной форме при интонационном единстве всего произведения. Вступление и заключение фортепианной партии также придают завершенность всему романсу.

Этот романс, написанный в ритме вальса, - тонкая лирическая миниатюра. В романсе вокальная партия разграничена на отдельные четкие фразы, совпадающие с синтаксическим подразделением словесного текста, происходит сочетание мелодического распева с речевой выразительностью.

Выразительный поэтически-музыкальный образ создается в романсе на слова А.Толстого «Средь шумного бала».