Слайд 2Общие сведения
Кондакарное пение - стиль визант. виртуозного мелизматического пения, культивировавшийся с XI—XII
в. в. Применялся при исполнении кондаков, киноников, стихов из псалмов и «припевов» к ним. Этот репертуар записывался в особых книгах - кондакарях.
Слайд 3Нотация К. п. заметно отличается от знаменной. В ней используются не только
комбинации из палочек, точек и запятых, но и разнообразные "завитушки". Они писались над прочими знаками и в более крупном масштабе, так что нотация выглядит двухстрочной. Тексты кондакарных записей насыщены посторонними фонемами, т.н. аненайками и хабувами.
Слайд 4Значения строк
Относительно двухстрочной записи нотации существуют разл. мнения.
С. В.Смоленский полагал, что
нижняя строка представляет собой запись мелодии, а верхняя указывает исполнительские приёмы и нюансы.
В 60-70-х гг. 20 в. по этому вопросу высказываются иные взгляды. Одни учёные считают, что нижняя строка согласовывала напев с текстом, а верхняя обозначала мелизматич. формулы, другие - что верхняя строка является ранней, а нижняя - поздней и более усовершенствованной записью одной и той же мелодии. Аненайки и хабувы служили средством артикуляции звука и синхронизации его в хор. пении.
Слайд 5Мелодии, застывшие в веках…
Полная расшифровка рус. кондакарных записей невозможна, т. к. визант.
нотация 10-11 вв. не передавала напева в точности, фиксируя лишь контур мелодич. рисунка; напев уточнялся в процессе пения с помощью жестикуляции доместика (см. Хейрономия). Кроме того, при переводе греч. текста на слав, язык допускалось частичное изменение напева. Расшифровки визант. записей 12-13 вв. позволяют составить представление о К. п.