Ленинградская симфония. Блокадный Ленинград спасла музыка…

Содержание

Слайд 2

По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был сломаться

По словам Адольфа Гитлера, в этот день блокадный Ленинград должен был сломаться
перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города

Слайд 3

Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов,

Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов,
и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт.

Слайд 4

Запись, сделанная на этом концерте, транслировалась по всему миру, вплоть до Австралии.

Запись, сделанная на этом концерте, транслировалась по всему миру, вплоть до Австралии.

Слайд 5

…По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях

…По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях
блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно. И несмотря на это…

Слайд 6

- Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир,

- Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир,
- вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции.
Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.

Слайд 7

Продуктовые карточки

Продуктовые карточки

Слайд 10

«Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами,

«Меня глубоко взволновало, что в эти дни, в осажденном городе, под бомбами,
Шостакович пишет симфонию. Значит, искусство не умерло, оно живо, сияет, греет сердце», - написала в своем дневнике писательница Вера Инбер.

Слайд 12

Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее

Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее
и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…

Слайд 13

Симфония №7 «Ленинградская»

I часть
Сонатная форма
с эпизодом вместо разработки (тема нашествия)

II часть
Скерцо

III

Симфония №7 «Ленинградская» I часть Сонатная форма с эпизодом вместо разработки (тема
часть
Адажио

IV часть
Финал

Слайд 14

Картина художника Л. А. Русова "Ленинградская симфония. Дирижирует Е. А.Мравинский» 1980 год.

Картина художника Л. А. Русова "Ленинградская симфония. Дирижирует Е. А.Мравинский» 1980 год.

Слайд 15

2. Прочитайте описание темы нашествия,
затем послушайте музыку.
Но вот откуда-то издалека

2. Прочитайте описание темы нашествия, затем послушайте музыку. Но вот откуда-то издалека
раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки — олицетворение обыденности и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия». Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище — скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое.
Тема нашествия
https://www.youtube.com/watch?time_continue=529&v=WoVfxoUn3oQ&feature=emb_logo

Слайд 16

3. Прочитайте стихотворение

Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в

3. Прочитайте стихотворение Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в
Великую Отечественную Войну в 1944 году.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня