Немецкая электронная музыка Elektronische Musik

Содержание

Слайд 2

В 1949-м году немецкий физик Вернер Мейер-Эпплер (Werner Meyer-Eppler) публикует книгу "Излучение

В 1949-м году немецкий физик Вернер Мейер-Эпплер (Werner Meyer-Eppler) публикует книгу "Излучение
звука: электронная музыка и синтетическая речь" ( Elektronische Klangerzeugung: Elektronische Musik und synthetische Sprache), в которой выдвигает идею о том, чтобы синтезировать музыку исключительно из сигналов, производимых электричеством. В этом концепция немецкой электронной музыки отличалась от концепции конкретной музыки, в которой основной идеей была запись звука, а не синтезирование его электрически.

Слайд 3

Для исследования возможности синтеза музыкальных сигналов производимых электричеством, в Кельне, в 1950-м

Для исследования возможности синтеза музыкальных сигналов производимых электричеством, в Кельне, в 1950-м
году была основана студия звукозаписи при радиостанции WDR. Несмотря на то, что в 1950-м году студия только начала строиться, в 1951-м уже транслировали первые композиции электронной музыки. Первым руководителем этой студии стал Герберт Эймерт. Вскоре к коллективу студии, состоящем из Вернера Майера-Эпплера, Роберта Байера, присоединились Карлхайнц Штокхаузен и Годфрид Майкл Кёниг.

Слайд 4

Создатели Elektronische Musik «не хотели иметь ничего общего с электронной музыкой, ограничивающейся

Создатели Elektronische Musik «не хотели иметь ничего общего с электронной музыкой, ограничивающейся
только теми музыкальным инструментами, на которых играют привычным способом, и которые средствами электроники имитируют традиционный звуковой мир. Перед истинно электронной музыкой стоят совсем другие задачи, нежели подмена звучания оркестровых инструментов и имитация традиционных звуков» (Герберт Эймерт).

Слайд 5

Электронная музыка и сериализм

По утверждению первого директора Кёльнской студии Электронной музыки Герберта

Электронная музыка и сериализм По утверждению первого директора Кёльнской студии Электронной музыки
Эймерта, - «Совершенно очевидно, что если бы не революционные идеи Антона Веберна, никакие средства музыкального управления электронным материалом не могли быть созданы… В работах Веберна, впервые, мы видим начало трехмерной техники рядов, которую мы знаем как сериальную технику… все до единого элементы каждой ноты, подвергнуты серийной пермутации…, такая электронная музыка - не является «другой» музыкой, это – сериальная музыка …, а разговоры о «гуманизации» электронного звука можно оставить лишенным воображения изготовителям музыкальных инструментов».

Слайд 6

Герберт Эймерт

Карлхайнц Штокхаузен

Герберт Эймерт Карлхайнц Штокхаузен

Слайд 7

В WDR в разное время работали такие композиторы, как Герберт Аймерт, Пьер

В WDR в разное время работали такие композиторы, как Герберт Аймерт, Пьер
Булез, Оскар Зала, Анри Пуссер, Г.М.Кёниг, Лучано Берио, Маурицио Кагель, Дёрдь Лигети, Янис Ксенакис, Томас Кесслер и многие другие. Начав свою работу в WDR в 1953 году, Карлхайнц Штокхаузен в 1962 году становится директором Кёльнской Студии и, далее, деятельность студии многие годы связана с его именем.

Слайд 8

Карлхайнц Штокхаузен Studie I (1953)

Этюд I (Studie I) К.Штокхаузена — сериальная композиция,

Карлхайнц Штокхаузен Studie I (1953) Этюд I (Studie I) К.Штокхаузена — сериальная
представляющая собой реализацию заранее установленной самим композитором особой структуры. Основное внимание автор обратил здесь на организацию звука, его высоты, интенсивности и длительности. Это первая композиция, созданная К. Штокхаузеном в Студии электронной музыки NWDR, Кёльн летом 1953 года.
Главным исходным пунктом этой композиции является тон с частотой 1920 герц. Композитор работает исключительно с синусоидальными тонами и движется от этого исходного тона одновременно к высоким частотам и к низким частотам по интервальной серии 12/5, 4/5, 8/5, 5/12, 5/4 (нисходящая м.10, восходящая б.3, нисходящая м.6, восходящая м.10, нисходящая б.3).

Слайд 9

Эта структура постоянно снова и снова воспроизводится от каждого следующего тона серии,

Эта структура постоянно снова и снова воспроизводится от каждого следующего тона серии,
от которой отталкивается композитор. В результате непрерывно, гроздеобразно возрастает количество звучащих тонов. Для лучшего дифференцирования этих серий и их секвенций тоны, наиболее удаленные от исходного, делаются короче и слабее. При этом:
Длительность каждой ноты будет обратно пропорциональна разности частот этой ноты и первоначальной частоты так, что по мере увеличения частотного интервала, длительность убывает.
Амплитудная серия строится по принципу убывания пропорционально длительности по мере увеличения частотного интервала.

Тембр определяется тремя основными факторами: - количеством нот (синусоид) в группе; - соотношением частот этих нот (синусоид); - амплитудами этих нот (синусоид).

Слайд 10

Композиция начинается с группирования нот (синусоид). Из столбцов таблицы выбираем последовательные значения

Композиция начинается с группирования нот (синусоид). Из столбцов таблицы выбираем последовательные значения
частот группируя их по следующему правилу: 4, 5, 3, 6, 2, 1. То есть сначала составляем группу из четырех синусоид с соответствующими значениями частот, затем из пяти, потом из трех и т.д.

Длительность каждого тона (выраженная в см. магнитофонной пленки) равна 1/10 величины его частоты. Паузы тоже организованы в соответствии с серией пропорций: 2/6, 4/6, 6/6, 3/6, 5/6, 1/6.

Слайд 12

Studie II Studie II (1954) (1954)

Studie II Studie II (1954) (1954)

Слайд 13

Электронный этюд II ( Studie II) является первым произведением электронной музыки, партитура

Электронный этюд II ( Studie II) является первым произведением электронной музыки, партитура
которого была опубликована.

Средняя шкала, разделяющая верхнюю и нижнюю части партитуры, отображает длительности в сантиметрах (при скорости магнитофона 76.2 см/сек.).
Нижняя часть партитуры отображает графики изменения громкости - 31 ступень, каждая из которых отображается в виде одной из параллельных горизонтальных линий. При этом нижняя линия соответствует уровню громкости - 40 децибел, а самая верхняя - 0 децибел.
Верхняя часть партитуры отображает звуковысотные параметры композиции. В основе звуковысотной организации - 81-ступенная шкала частот в диапазоне от 100 до 17200 герц с постоянным интервальным коэффициентом, равным

Слайд 14

Звуковые события представлены на партитуре в виде прямоугольников. Их ширина определяется по

Звуковые события представлены на партитуре в виде прямоугольников. Их ширина определяется по
числовой таблице в зависимости от используемой тоновой смеси, длина соответствует количеству сантиметров магнитофонной пленки (масштаб дан в средней части партитуры).
Восьмидесятиодноступенный ряд возрастающих частот в диапазоне от 100 до 17200 герц с постоянным интервальным коэффициентом расписан в пяти вариантах в соответствии с применением разных множителей постоянного интервала ( x1, x2, x3, x4, x5) и размещен в двух таблицах (числовой и графической). Каждая из них обозначает 193 тоновые смеси, образуемые всегда пятью синусоидальными тонами.

Слайд 16

В это же время…

В США музыка электронная музыка представлена работами Мортона Фельдмана

В это же время… В США музыка электронная музыка представлена работами Мортона
, например "Marginal Intersection". В этом произведении используются звуки ветра, перкуссия, струнные инструменты, осциляторы. Так же эта пьеса особенна тем, что она записана графической нотацией Фельдмана.
Конкретная музыка представлена в композициях "Музыка для магнитной пленки" , которая была написана членами нью-йоркской группы авангардного искусства (New York School), в которую входили: Джон Кейдж (John Cage), Эрл Браун (Earle Brown), Кристиан Вольф (Christian Wolff), Дэвид Тьюдор (David Tudor) и Мортон Фельдман (Morton Feldman). Эта группа просуществовала три года: с 1951-й по 1954-й годы.

В 1951 году Колумбийский Университет приобрел магнитофон - профессиональный аппарат магнитной записи от американской Ампекс, чтобы записывать концерты.
Так открылся Принстон-центр электроакустической музыки Колумбийского университета. В 1959 году получив грант Рокфеллера, центр был открыт официально. Основателями центра являются Владимир Усачевский и Отто Люэнинг.