Слайд 2Основное понятие:
Аранжировка (от фр. arranger - «приводить в порядок, устраивать») – это переложение музыкального произведения для
иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей (например, оркестровка фортепианной пьесы).
Аранжировкой также называют гармонизацию и инструментовку новой или хорошо известной мелодии.
Слайд 3Что нужно знать и уметь аранжировщику:
Знать инструменты и особенности их записи;
Знать основы
полифонии и гармонии;
Знать специфику стилей и жанров музыки;
Знать средства выразительности и их способы фиксации (мелодия, ритм, динамика, фактура, тембр, форма и т.д.);
Знать основы композиции и обладать талантом;
Знать элементы и техники аранжировки;
Владеть развитым слухом и музыкальным кругозором;
Иметь техническое оснащение.
Слайд 5Блюз
Форма и содержание (поэзия блюза);
Мелодия;
Гармония;
Ритм;
Фактура, аккомпанемент.
Слайд 61. Форма и содержание (поэзия блюза):
Самой распространенной формой блюзового текста является форма
AAB.
Она трехстрочная, не симметричная, не уравновешенная.
Маленькой елочке холодно зимой. – А
Из лесу елочку взяли мы домой. – В
Из лесу елочку взяли мы домой. – В
↓
Маленькой елочке холодно зимой. – А
Маленькой елочке холодно зимой. – А
Из лесу елочку взяли мы домой. – В
Слайд 72. Мелодия блюза:
Блюзовая гамма – это минорная пентатоника, некоторые ступени которой могут менять
свою высоту в пределах полутона. Эти ступени называются «блюзовыми нотами».
III, VII и V ступени
Слайд 83. Гармония блюза:
Самой распространенной формой блюза является классический мажорный 12-ти тактовый блюз.
Запись тональными
функциями, где
Т – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта,
7 – доминантовый (малый мажорный) септаккорд.
| Т7|S7 | Т7 | Т7 |
| S7 | S7 | Т7 | Т7 |
|D7 | S7 | Т7 | D7 |
Слайд 9Гармония «Маленькой елочке»
в стиле блюза
С – до мажор
F – фа мажор
G
– соль мажор
7 – доминантовый септаккорд
|C | C | G | C | |C7 |F7 |C7 |C7 |
|C | C | G | C | → | F7 |F7|C7 |C7 |
|F | C | G | C | |G7 |F7 |C7 |G7|
Слайд 103. Гармония блюза + 5. Аккомпанемент
Аккорды блюзового квадрата больше подразумеваются, чем исполняются.
Часто гармоническое сопровождение блюза осуществляется созвучиями с пропущенной терцией, которая определяет наклонение аккорда – мажорное или минорное. В подавляющем числе случаев это делается с использованием риффов.
Слайд 113. Гармония блюза + 5. Аккомпанемент
Тернэраунд – это особая гармоническая фигурация, содержащаяся в
последних двух тактах блюзового квадрата.
Слайд 124. Ритм блюза:
Включает в себя два взаимодополняющих конфликтующих компонента: ровный пульс (граунд-бит)
и, отклоняющийся от него микроритм на основе триольной пульсации, с тенденцией к опережению или запаздыванию.
Триольная пульсация возникает, когда на каждый удар пульса приходится не две, а три восьмых. Такой ритм в блюзе называется шаффлом.
Слайд 15Задание для зачета №1:
Взять одну народную или детскую песню и аранжировать ее
в блюзовой манере
Слайд 16Эра бибопа
1. Усложнение гармонии (от септаккордов к нонаккордам и ундецимаккордам)
Слайд 17Эра бибопа
2. Тритоновая замена в гармонии
Слайд 18 Эра бибопа
3. Блюзовая V ступень (повышенная и пониженная);
4. Замена тоники аккордами
III и VI ступени;
5. Канденционный оборот: II-V-I, где аккорд на II ступени мог заменяться с S-го на DD-ый.
6. Появляется 32-тактовая форма;
7. Отсутствует алгоритм движения аккордов;
8. Хроматизмы и проходящие ноты в мелодии и в аккордах.
Слайд 19Задание для зачета №2:
Во втором куплете народной или детской песни написать скэт-импровизацию
в сопровождении гармонии эпохи бибопа