Старинные танцы. Слушание музыки. 3 класс. 11 урок

Содержание

Слайд 2

Напомню, что среди танцев есть тоже бытовые (прикладные - первичные) и концертные

Напомню, что среди танцев есть тоже бытовые (прикладные - первичные) и концертные
(для слушания).
Те танцы, которые вы играете в музыкальной школе, относятся, как правило, ко второму.
В танцах проявляются особенности национального характера, манера двигаться, человеческий темперамент, и даже мода! Многие народные танцы дошли до нашего времени в своём первозданном виде. Особенно выделяются среди них удалые плясовые: украинский Гопак, кавказская Лезгинка. Часто пляска бывает с пением, с возгласами (украинское «гоп» - прыгать). Строятся народные песни- пляски на одной-двух мелодиях, при этом используется принцип многократного повторения с изменениями (варьирование). Многие народные пляски представляют собой особую разновидность польки.

Слайд 3

И всё-таки главное в плясках - показ силы, удали, ловкости, фантазии. Поэтому

И всё-таки главное в плясках - показ силы, удали, ловкости, фантазии. Поэтому
так часто они превращаются в танцы-соревнования: кто кого перепляшет. Такие танцы- пляски можно найти у всех народов: халлинг и спрингданс - норвежские, хота - испанский, тарантелла - итальянский, чардаш - венгерский танец и многие, многие другие.
Очень популярны у всех народов и лирические хороводы (хоро, коло - круг), в которых важнее красота и плавность совместного движения, оригинальность перемещений. Интересно было бы сравнить круговые танцы (хороводы) разных народов: молдавская и румынская хора, болгарский хоро, круговой хорнпайн (шотландский) и контрданс (немецкий), югославский танец коло, белорусский и русский карагод, хоровод, танок, грузинский хоруми, французский ригодон и другие.

Слайд 4

Очень часто в истории и в жизни танцев происходили удивительные перемены: из

Очень часто в истории и в жизни танцев происходили удивительные перемены: из
народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

Слайд 5

Старинные танцы XVII века

Это произведения, написанные для клавесинов, инструментального ансамбля или

Старинные танцы XVII века Это произведения, написанные для клавесинов, инструментального ансамбля или небольшого оркестра.
небольшого оркестра.

Слайд 6

Слушаем: Аллеманда

Аллеманда - старинный танец-шествие. Название танца появилось в 1609 году

Слушаем: Аллеманда Аллеманда - старинный танец-шествие. Название танца появилось в 1609 году
и переводится с французского буквально так: «немецкий». Музыка танца спокойная, размер чёткий, двухдольный, мелодия плавная.
В качестве бытового придворного танца аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века.

Слайд 7

Слушаем: Куранта

Куранта - в переводе с французского «текущая, бегущая». Италия, Франция;

Слушаем: Куранта Куранта - в переводе с французского «текущая, бегущая». Италия, Франция;
XVII-XVIII века. Встречается два вида:
Французская - в умеренном темпе, размере 3/2 и 6/4, с плавными торжественными мелодиями;
Итальянская - в быстром темпе, размере 3/4 и 3/8 со сложным ритмическим рисунком.

Слайд 8

Слушаем: Сарабанда

Сарабанда - старинный испанский танец в размере 3/4 и 3/2

Слушаем: Сарабанда Сарабанда - старинный испанский танец в размере 3/4 и 3/2
с акцентами на 2-й или
3-й доле; XVI-XVII века. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе.
В начале XVII века сарабанда - придворный танец в Испании и во Франции.

Слайд 9

Слушаем: Жига

Жига - старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным

Слушаем: Жига Жига - старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным
движением в размерах 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Танец исполняется под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово стало названием танца. В XVII веке жига вошла в быт многих стран Европы. В каждой стране существовал свой стиль исполнения. В Англии жига была излюбленным танцем моряков, в Италии и Германии пользовалась особым почётом и уважением скрипачей и клавесинистов.
Быстрая задорная жига имеет много общего с испанской тарантеллой.

Слайд 10

Задание:
Теперь мы будем знакомиться ближе с каждым танцем. А также в течение

Задание: Теперь мы будем знакомиться ближе с каждым танцем. А также в
всех уроков будем заполнять таблицу.
Нарисуйте таблицу в тетради и начните заполнять.