Слайд 2ЗВУКИ МУЗЫКИ
На огромной «музыкальной планете» много «стран», в которых живут звуки, располагаясь
![ЗВУКИ МУЗЫКИ На огромной «музыкальной планете» много «стран», в которых живут звуки,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-1.jpg)
на «лестнице» из семи ступеней.
Ступени обозначаются римскими цифрами, могут быть устойчивыми и неустойчивыми.
Каждая ступень имеет своё название.
Слайд 3
МАЖОРНАЯ ИЛИ МИНОРНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ
Звуки любой «музыкальной страны» ладят между собой. Они либо
![МАЖОРНАЯ ИЛИ МИНОРНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ Звуки любой «музыкальной страны» ладят между собой. Они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-2.jpg)
жизнерадостные, весёлые – в МАЖОРНОМ ЛАДУ, либо печальные, грустные – в МИНОРНОМ ЛАДУ.
Звук, расположившийся на I ступени, самый главный, он задаёт тон.
ТОН + ЛАД = ТОНАЛЬНОСТЬ
Если звуки мажорные, а на I ступени располагается нота «соль», мы находимся в тональности «СОЛЬ МАЖОР»
Если звуки минорные, а на первой ступени нота «ЛЯ», мы находимся в тональности «ЛЯ МИНОР»
Слайд 4ТОНИКА
УСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ
К устойчивым ступеням относятся I, III и V.
Звуки, которые находятся
![ТОНИКА УСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ К устойчивым ступеням относятся I, III и V. Звуки,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-3.jpg)
на этих ступенях звучат устойчиво и очень хорошо сливаются между собой.
I ступень носит название ТОНИКА
Когда I, III, V ступени звучат вместе, образуется ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ
Слайд 5НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ
II, IV, VI и VII ступени – неустойчивые
Они ищут поддержки и
![НЕУСТОЙЧИВЫЕ СТУПЕНИ II, IV, VI и VII ступени – неустойчивые Они ищут](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-4.jpg)
стремятся в устойчивые ступени. Они как будто просят разрешения у устойчивых ступеней спуститься к ним. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз, хотя случается и разрешение неустойчивой ступени движением вверх.
Исключение VII ступень- она всегда стремится разрешиться движением вверх.
Слайд 6ВВОДНЫЕ СТУПЕНИ
II ступень разрешается или вводится в Тонику движением вниз, отсюда и
![ВВОДНЫЕ СТУПЕНИ II ступень разрешается или вводится в Тонику движением вниз, отсюда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-5.jpg)
её название нисходящая вводная
VII ступень обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. Поэтому VII ступень имеет название вводная восходящая
Слайд 7ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ
I ступень – ТОНИКА является главной.
Любому руководителю нужны помощники, так и
![ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ I ступень – ТОНИКА является главной. Любому руководителю нужны помощники,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-6.jpg)
Тоники есть два помощника - IVи V ступени.
IV и V ступени тоже главные.
V ступень имеет название – ДОМИНАНТА
IV ступень находиться перед доминантой и имеет название СУБДОМИНАНТА(«суб»-переводится как «перед»
Слайд 8МЕДИАНТЫ
МЕДИАНТЫ – промежуточные ступени на пути от Тоники к Доминанте
На пути от
![МЕДИАНТЫ МЕДИАНТЫ – промежуточные ступени на пути от Тоники к Доминанте На](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-7.jpg)
Тоники к Доминанте при движении вверх встречается III ступень –она и носит название - МЕДИАНТА
На пути от Тоники к Доминанте при движении вниз встречается VI ступень – она также носит название - МЕДИАНТА
Слайд 9НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЗВУКОРЯДА
I ступень – ТОНИКА
II ступень- ВВОДНАЯ нисходящая
III ступень – верхняя
![НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЗВУКОРЯДА I ступень – ТОНИКА II ступень- ВВОДНАЯ нисходящая III](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/876438/slide-8.jpg)
МЕДИАНТА
IV ступень –СУБДОМИНАНТА (S)
V ступень –ДОМИНАНТА (D)
VI ступень – нижняя МЕДИАНТА
VII ступень – ВВОДНАЯ восходящая