- Главная
- Обществознание
- Интерьер крестьянских изб
Содержание
- 2. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая
- 4. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью
- 5. Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой
- 6. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а
- 7. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились
- 8. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами.
- 9. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы,
- 10. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России,
- 11. красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является
- 12. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел
- 13. На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на
- 15. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы
- 16. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму
- 25. Скачать презентацию
Слайд 2Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное
![Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-1.jpg)
Слайд 4С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании
С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании
![С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-3.jpg)
В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.
Слайд 5Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня
Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня
![Что же до печки... подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-4.jpg)
слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье.
Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.
Слайд 6Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного,
Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного,
![Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-5.jpg)
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около
окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях
Слайд 7Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы.
![Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-6.jpg)
Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.
Слайд 8Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была
Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была
![Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-7.jpg)
Слайд 9Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом
![Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-8.jpg)
Слайд 10Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
На
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
На
![Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-9.jpg)
Слайд 11красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным
красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным
![красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-10.jpg)
Слайд 12Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во
Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во
![Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-11.jpg)
сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.
Слайд 13На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка
На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка
![На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-12.jpg)
Слайд 15Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу.
Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу.
![Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-14.jpg)
Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.
Слайд 16Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части
![Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/483614/slide-15.jpg)
Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью.