- Главная
- Обществознание
- Эмпирические методы СМК
Содержание
- 2. Виктор Вахштайн. Формула сообщества Однажды молодой британский антрополог А.Р. Рэдклифф-Браун, увлекшийся анархизмом и мечтавший о реформировании
- 3. Виктор Вахштайн. Формула сообщества Так, Ф. Теннис строит ключевое для всей его теоретической схемы описание «Общества
- 4. Виктор Вахштайн. Формула сообщества Сообщество определяется своей способностью выстраивать интерфейсы коммуникации с «внешним своим» (назовем эту
- 5. Виктор Вахштайн. Формула сообщества На ранней стадии развития «community studies» сообщество мыслится как функция от индивидов
- 6. Виктор Вахштайн. Формула сообщества Что же, в таком случае, является основанием сообщества? Старый, но хорошо забытый
- 7. Методы (от опроса до групповой дискуссии) –способы выяснения массового сознания –набора семантических единиц управляющих поведением больших
- 8. Общественное мнение???????????????? Существует ли «общественное мнение» — Социологи пытаются узнать «общественное мнение». Но многие отмечают, что
- 9. Невозможно представить серьезный разговор с незнакомым человеком Невозможно говорить долго. (Философ Герберт Пол Грайс выделил четыре
- 10. Тем не менее….
- 11. Но …блиц опросы, интервью, фокус группы и групповая дискуссия -дают сопоставимые результаты Блиц опрос быстро по
- 12. Контент анализ
- 13. Контент –анализ Анализ церковных книг Эмпирические исследования газет в США Техника пропаганды. Мы и Они Г.
- 14. Контент –анализ Проблема Совокупность источников Выборка
- 16. Контент –анализ
- 17. Контент –анализ
- 18. Как видно из представленной выше таблицы 15 марта 2018 года характер эфира на центральном ТВ по
- 19. Методы анализа текста «Медиа не могут диктовать людям, что им следует думать. Однако они могут диктовать
- 20. Методы анализа текста Нарратив Обыватель воспринимает нарративное сообщение не разделяя образ и реальность, факт, сообщение ,
- 21. Методы анализа текста Нарратив (Е. Р. Ярская-Смирнова) Из работ И.Гоффмана известно, что каждый социальный актор желает
- 22. Методы анализа текста Нарратив Эта позиция хорошо сформулирована объединением авторов, называющих себя "Personal Narratives Group": "Рассказывая
- 23. Методы анализа текста Нарратив Итак, нарратив — такая форма повествования, которая никогда не теряет из вида
- 24. Методы анализа текста Нарратив Среди структурных черт, важных для исследования биографического нарратива, Н.Дензин отмечает следующие: 1)
- 25. Методы анализа текста Нарратив Под нарративом понимается любой повествовательный текст, функция которого — информировать адресата о
- 26. Методы анализа текста Нарратив У. Лабов выделял шесть элементов структуры нарратива, каждый из которых несет определенную
- 27. Методы анализа текста Нарратив Владимир Яковлевич Пропп стал пионером в систематическом исследовании структуры повествований. В 1928
- 28. Методы анализа текста Нарратив Альгирдас-Жюльен Греймас посчитал, что 31 функция, выделенная В. Проппом, – это слишком
- 29. Методы анализа текста Объект — функция рассказа, означающая все то, что является предметом желания главного субъекта,
- 30. Методы анализа текста Р. Францози, анализируя модель А.-Ж. Греймаса, считает что она работает следующим образом: (а)
- 31. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию Когда мы садимся и начинаем беседовать,
- 32. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию Многие люди, обращающиеся за помощью к
- 33. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию Мишель Фуко проследил истоки интернализующего понимания
- 34. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию • Объективизации, овеществления человеческого тела путем
- 35. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию Позиция терапевта Способ расспрашивания, который применяется
- 36. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию Вопрос о метафорах очень важен. Все
- 37. Дополнение: Майкл Уайт КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Введение в нарративную терапию можно отобрать свою жизнь, чтобы проблема
- 38. Методы анализа текста Дискурс Три подхода к анализу дискурса. Первый принадлежит Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф,
- 39. Методы анализа текста Дискурс В качестве одного из возможных примеров работы с дискурсом рассмотрим исследование отечественного
- 40. Методы анализа текста Дискурс Представленное исследование выполнено в рамках конструкционистского подхода к социальным проблемам как к
- 42. Методы анализа текста Каждая из них обладает соответствующим словарем. Так, ключевыми для риторики утраты являются термины
- 44. Методы анализа текста Дискурс Риторика опасности применяется к ситуациям, которые представляются как угроза здоровью и безопасности
- 46. Методы анализа текста Дискурс Выявленные на основе конструкционистской исследовательской программы Питера Ибарры и Джона Китсьюза черты
- 48. Наблюдая за поведением обезьян в зоопарке Сан-Франциско, Бейтсон обнаружил и описал характерные метакоммуникативные знаки, которыми обменивались
- 49. Методы анализа текста Фрейм «Фреймы — единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на
- 50. Методы анализа текста Фрейм Вторая тема, которая всплывает в связи с фрейм-анализом, — это какие-то имплицитные
- 51. Методы анализа текста Фрейм Гоффман, иронически возвращаясь и к самому себе, и к прочтению себя пятнадцать
- 52. Методы анализа текста Фрейм Фрейм в концепции Гоффмана есть институциональная структура, которая позволяет людям воплощать такие
- 53. Методы анализа текста Фрейм Главный конкурент теории повестки дня — теория фреймов. Она утверждает, что медиа
- 54. Фрейм анализ –пример 1. В ведущих мировых масс-медиа существует консенсус по поводу освещения деятельности ИГИЛ, имеющего
- 55. Фрейм анализ –пример 2
- 56. Фрейм анализ –пример
- 58. Скачать презентацию
Слайд 2Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Однажды молодой британский антрополог А.Р. Рэдклифф-Браун, увлекшийся анархизмом и
Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Однажды молодой британский антрополог А.Р. Рэдклифф-Браун, увлекшийся анархизмом и
В ХХ столетии классическая оппозиция «простое / сложное» вытесняется противопоставлением «свое / чужое». Теперь туземцев следует изучать именно потому, что они не похожи на изучающего их антрополога, они иные, а значит, нет риска отождествления, сочувствия, нет «риска искушенности», опасности перенесения на изучаемых аборигенов собственных, почерпнутых из повседневности, донаучных объяснений. Антрополог и туземец существуют в разных «жизненных мирах»; то, что для аборигена составляет ткань повседневности, для исследователя – не более чем материал к описанию и размышлению. Закономерно, что теперь все, интересующее антрополога, представляет собой «…своеобразную квинтэссенцию чужого, Другого. При этом с одной стороны, Другое привлекает, провоцирует любопытство, будит воображение, с другой – рождает тревогу, вызывает брезгливость, отталкивает, пугает или настораживает». Уорнер одним из первых применяет антропологический инструментарий к анализу жизни современного городского сообщества: он интервьюирует мэра города так, как если бы это был вождь местного племени, он изучает празднование своими соотечественниками Дня Независимости так, как если бы это был кровавый ритуал жертвоприношения. Уорнер берет на себя смелость стать «чужим среди своих». В итоге, «свое», общее для исследователя и исследуемых, предстало в качестве «чужого», незнакомого и настораживающего.
Слайд 3Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Так, Ф. Теннис строит ключевое для всей его теоретической
Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Так, Ф. Теннис строит ключевое для всей его теоретической
Слайд 4Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Сообщество определяется своей способностью выстраивать интерфейсы коммуникации с «внешним
Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Сообщество определяется своей способностью выстраивать интерфейсы коммуникации с «внешним
Слайд 5Виктор Вахштайн. Формула сообщества
На ранней стадии развития «community studies» сообщество мыслится как
Виктор Вахштайн. Формула сообщества
На ранней стадии развития «community studies» сообщество мыслится как
C = f (p, t)
где С – сообщество, p – люди, t – территория, а в роли f поочередно выступают «институты», «нормативное принуждение», «общность культурных кодов», «сущностная воля», «эвокативные символы» и т.п. Такова механика солидарности сообщества.
Уже в послевоенной Европе такой теоретический образ сообщества начал терять свою яркость и убедительность. Благодаря усилиям исследователей-конструктивистов стала более понятна механика конструирования сообществ заинтересованными группами. А, следовательно, если сообщества «произведены», они уже не могут претендовать на статус самостоятельного «производителя» социальных феноменов (и уж точно не являются монополистами на этом рынке). Релятивизм в философии расшатал основы всех форм субстанциализации – после него выражения «вещь среди вещей», «изучать как вещи», «имманентные свойства» и т.п. лишают убедительности эту классическую метафору.
Слайд 6Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Что же, в таком случае, является основанием сообщества? Старый,
Виктор Вахштайн. Формула сообщества
Что же, в таком случае, является основанием сообщества? Старый,
У подобной «производящей коммуникации», может быть множество параметров описания. Выделим три наиболее часто упоминаемые:
1. Структура коммуникативных обменов. Кто, с кем и как взаимодействует? Это параметр плотности контактов между членами сообщества и сила коммуникативных связей между ними же. 2. Событийная архитектура. Сообщества событийны, потому что событийна коммуникация. Сообщества порождаются событиями коммуникации; можно выделить сообщество-устанавливающие события и события рутинные, ординарные. И те и другие участвуют в производстве сообществ, но в случае рутинных событий коммуникации речь должна идти о вос-производстве, тогда как учреждающие события являются абсолютными и перформативными. 3. Коды коммуникации. На каком «языке» происходит коммуникация? Каковы встроенные в него способы описания мира? Как именно используемая в данном языке метафорика позволяет сообществу ответить на вопрос о себе и о своем положении в мире?
Текст основан на материале Вахштайн В. Производство сообществ: Событие, язык, коммуникация // 60 параллель. 2011. № 2. С. 72-81.
Слайд 7Методы (от опроса до групповой дискуссии) –способы выяснения массового сознания –набора семантических
Методы (от опроса до групповой дискуссии) –способы выяснения массового сознания –набора семантических
Вне зависимости от методов от строгого позитивистского опроса до свободной дискуссии результат один –выявить общественное мнение –совокупность ценностей, норм и представлений управляющих поведением людей
Слайд 8Общественное мнение????????????????
Существует ли «общественное мнение»
— Социологи пытаются узнать «общественное мнение». Но многие
Общественное мнение????????????????
Существует ли «общественное мнение»
— Социологи пытаются узнать «общественное мнение». Но многие
— Критика социологии внутри самой науки гораздо более интенсивна, чем вовне. Основной тезис на этот счет был озвучен знаменитым социологом Пьером Бурдье в 1970-х годах — «общественного мнения не существует». В профессиональной среде никто не пытается спорить с тем, что общественное мнение конструируется в ходе разговора респондента с интервьюером и не является объективным и неизменным, существующим в безвоздушном пространстве. Но его несуществование не является негативно-отрицательным: то, что не существует, тоже поддается наблюдению. Общественное мнение — один из таких антифеноменов, несуществующих, но наблюдаемых.
Общественное мнение конструируется, как и любой социальный факт. В культовой книге Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности», которая вышла в 1966 году, утверждается, что социальный конструкт — это весьма позитивная область знания. Поэтому, чтобы понять, что такое общественное мнение, нужно сначала признать его несуществование, а затем наблюдать, как оно конструируется в ходе соцопросов — ситуациях в обыденном представлении довольно странных.
Исследователь Дмитрий Рогозин — о том, как соцопросы конструируют общественное мнение
https://theoryandpractice.ru/posts/17472-issledovatel-dmitriy-rogozin--o-tom-kak-sotsoprosy-konstruiruyut-obshchestvennoe-mnenie
Слайд 9Невозможно представить серьезный разговор с незнакомым человеком
Невозможно говорить долго. (Философ Герберт Пол
Невозможно представить серьезный разговор с незнакомым человеком
Невозможно говорить долго. (Философ Герберт Пол
Невозможно говорить на тему которая не особо волнует собеседников
Слайд 10Тем не менее….
Тем не менее….
Слайд 11Но …блиц опросы, интервью, фокус группы и групповая дискуссия -дают сопоставимые результаты
Но …блиц опросы, интервью, фокус группы и групповая дискуссия -дают сопоставимые результаты
Блиц опрос быстро по районам, группам и минимальному числу вопросов
Экспертное интервью – слушай и доверяй
Глубинное интервью – часы, ради пары предложений
Парное интервью (иногда экзистенциальный опыт)
Фокус группа (опрос и наблюдение, 8 человек, незнакомые, одинаковая характеристика, нет единого мнения, выяснить реакцию на…)
Групповая дискуссия (коллектив, неограниченное число, есть мнение, личные связи, выбить из привычной ситуации и посмотреть на многообразие реакций)
Слайд 12Контент анализ
Контент анализ
Слайд 13Контент –анализ
Анализ церковных книг
Эмпирические исследования газет в США
Техника пропаганды. Мы и
Контент –анализ
Анализ церковных книг
Эмпирические исследования газет в США
Техника пропаганды. Мы и
Электоральное поведение. Поль Лазерфельд Влияние музыкальных предпочтений
Сейчас в фокусе внимания эмоциональный тон и визуализация
Слайд 14Контент –анализ
Проблема
Совокупность источников
Выборка
Контент –анализ
Проблема
Совокупность источников
Выборка
Слайд 16Контент –анализ
Контент –анализ
Слайд 17Контент –анализ
Контент –анализ
Слайд 18Как видно из представленной выше таблицы 15 марта 2018 года характер эфира на центральном
Как видно из представленной выше таблицы 15 марта 2018 года характер эфира на центральном
В качественном же плане, как будет показано выше, можно говорить о чрезвычайно негативной тональности.
«Неправильная синусоида» информационной войны против кандидата П.Н. Грудинина и КПРФ вышла на новую, заключительное «плато негатива».
Доля сюжетов с негативной информацией о П.Н. Грудинине составила 60% от общего числа «выборных» сюжетов с упоминанием о кандидате от КПРФ. Остальные сюжеты с упоминанием П.Н. Грудинина расценены как нейтральные.
В 54,5% от всех сюжетов информация о деятельности кандидата П.Н. Грудинина была федеральными телеканалами проигнорирована, тогда как деятельность ряда других кандидатов в президенты получила самое активное освещение.
Отметим, что в первой половине дня, 15 марта 2018 года, информируя избирателя о деятельности ряда кандидатов в президенты 14 марта 2018, телеканал «Россия-1» исключил из выборного блока репортажи о встрече П.Н. Грудинина с представителями творческой интеллигенции.
http://cipkr.ru/2018/03/16/ugolovshhina-na-kanale-rossiya-kontent-analiz-informatsionnyh-syuzhetov-o-predvybornoj-kampanii-na-federalnyh-telekanalah-15-marta-2018-goda/
Слайд 19Методы анализа текста
«Медиа не могут диктовать людям, что им следует думать.
Методы анализа текста
«Медиа не могут диктовать людям, что им следует думать.
Максвел МакКомбс и Дональд Шоу «Теория повестки дня»
Главный конкурент теории повестки дня — теория фреймов. Она утверждает, что медиа говорят человеку, как именно следует думать
Анализ Нарративов - анализ повествований (историй) Почему мне рассказывают историю именно так?
Анализ Дискурса – анализ целостного эмоционального настроя в определенном контексте
Почему я так чувствую историю?
Анализ Фреймов – структурного контекста повседневного взаимодействия, неосознаваемых рамок рассмотрения и интерпретации ситуации
Почему я так думаю о происходящем?
Слайд 20Методы анализа текста Нарратив
Обыватель воспринимает нарративное сообщение не разделяя образ и
Методы анализа текста Нарратив
Обыватель воспринимает нарративное сообщение не разделяя образ и
Профессионал рассматривает нарратив, отделяя содержание сообщения от трактовки, то есть разделяет событие о котором повествуется и цель с которой повествуется о данном событии.
Слайд 21Методы анализа текста Нарратив (Е. Р. Ярская-Смирнова)
Из работ И.Гоффмана известно, что
Методы анализа текста Нарратив (Е. Р. Ярская-Смирнова)
Из работ И.Гоффмана известно, что
Истина, по Мерло-Понти, — другое название того, что само по себе есть присутствие в нашем присутствии всех других присутствий Истории информантов не просто отражают внешний мир. Они конструируемы, творчески созданы, наполнены предположениями и интерпретивны. Когда рассказанная история понимается как текст, исследователь подходит к языку с точки зрения способа и условий конструирования смысла, то есть анализируя контекст мотивов
Слайд 22Методы анализа текста Нарратив
Эта позиция хорошо сформулирована объединением авторов, называющих себя
Методы анализа текста Нарратив
Эта позиция хорошо сформулирована объединением авторов, называющих себя
"Рассказывая свои жизни, люди порой лгут, многое забывают, преувеличивают, путаются и неверно истолковывают многие вещи. Однако они все равно открывают, обнаруживают истины. Эти истины не показывают прошлое так, "как оно на самом деле было", стремясь к идеалу объективности. Вместо этого они представляют истину опыта. По сравнению с истиной научного идеала, истины личных нарративов не открыты доказательству и не самоочевидны. Мы можем понять их, только интерпретируя, уделяя пристальное внимание контекстам, в которых они сформировались, и мировоззрениям, которые повлияли на них. Иногда истины, которые мы видим в личных нарративах, вытаскивают нас из нашей благодушной безопасности интерпретаторов извне" истории, напоминая о том, что наше собственное место в мире играет роль в нашей интерпретации и оформляет смыслы, которые мы извлекаем из этих истин"
Слайд 23Методы анализа текста Нарратив
Итак, нарратив — такая форма повествования, которая никогда
Методы анализа текста Нарратив
Итак, нарратив — такая форма повествования, которая никогда
Истории жизни выражают, во-первых, фазу необходимого отделения субъекта от группы и, во-вторых, фазу его добровольного, контролируемого возвращения в группу. Тогда главной целью истории жизни является не формирование обособленной личности, а осуществление связи между этими двумя полюсами
События, описываемые рассказчиком, — этапы жизненного опыта, посредством которых субъект развивает в себе диалектику тождества и различия, исключения и включения, близости и отдаленности
Слайд 24Методы анализа текста Нарратив
Среди структурных черт, важных для исследования биографического нарратива,
Методы анализа текста Нарратив
Среди структурных черт, важных для исследования биографического нарратива,
1) существование, как бы незримое присутствие "других",
2) влияние пола и социального класса,
3) упоминание семейного прошлого,
4) наличие точки отсчета,
5) предположение о существовании автора или наблюдателя, хорошо знакомого с описываемым жизненным опытом,
6) объективные жизненные маркеры (например, "смерть отца", "настояние матери", "эгоизм мачехи"),
7) предположение, что речь идет о реальных людях и реальных событиях их жизни,
8) упоминание поворотных событий,
9) акцент на различии правдивых утверждений от ложных
Слайд 25Методы анализа текста Нарратив
Под нарративом понимается любой повествовательный текст, функция которого —
Методы анализа текста Нарратив
Под нарративом понимается любой повествовательный текст, функция которого —
От русских формалистов ( В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Томашевский ) различия:
ФАБУЛА – совокупность событий по хронологии.
СЮЖЕТ – совокупность событий отраженных в тексте.
Как организовано повествование? Почему информант рассказывает свою историю ИМЕННО ТАК, разговаривая с ЭТИМ СЛУШАТЕЛЕМ?
Слайд 26Методы анализа текста Нарратив
У. Лабов выделял шесть элементов структуры нарратива, каждый
Методы анализа текста Нарратив
У. Лабов выделял шесть элементов структуры нарратива, каждый
несет определенную функциональную нагрузку:
1) краткое изложение для слушателя существа происшедших событий, о которых пойдет речь;
2) ориентация слушателя относительно времени, места, ситуации, участниках событий;
3) передача последовательности событий;
4) оценка значимости и смысла действий, выражение отношения рассказчика
к событиям и действиям;
5) разрешение ситуации (что случилось в конце концов),
6) кода: возврат к настоящему времени
Слайд 27Методы анализа текста Нарратив
Владимир Яковлевич Пропп стал пионером в систематическом исследовании структуры
Методы анализа текста Нарратив
Владимир Яковлевич Пропп стал пионером в систематическом исследовании структуры
Под функцией В. Пропп понимал «поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия»
Выделяемая аналитически функция не зависит от того, кто и как ее выполняет не зависит от персонажа и средства. Функций меньше, чем персонажей: функция — это постоянный, неизменный элемент сюжета, а персонажи и средства —переменные При вычленении функции В. Пропп давал (а) краткое изложение ее сущности, (б) сокращенное определение одним словом, (в) условный знак. Введение знаков позволяет сравнивать построение сюжетов схематически
Слайд 28Методы анализа текста Нарратив
Альгирдас-Жюльен Греймас посчитал, что 31 функция, выделенная
В. Проппом,
Методы анализа текста Нарратив
Альгирдас-Жюльен Греймас посчитал, что 31 функция, выделенная
В. Проппом,
задачи vs успех; 18) узнавание; 19) изобличение предателя vs обнаружение героя; 20) наказание vs свадьба
Слайд 29Методы анализа текста
Объект — функция рассказа, означающая все то, что является
Методы анализа текста
Объект — функция рассказа, означающая все то, что является
Получатель (или бенефициарий») — актант, испытывавший на себе улучшение; тот, кто извлекает выгоду из результатов деятельности главного субъекта рассказа или вмешательства отправителя-донатора (дарителя благ).
Помощник — класс персонажей или персонифицированных сил, приходящих на помощь главному субъекту рассказа или вступающих с ним в союз.
Субъект — функция рассказа, объединяющая все атрибуты и действия главного героя, стремящегося получить желаемый объект или достичь желаемой цели.
Противник» («антагонист») — один из больших классов или функций рассказа, объединяющий всех персонажей или персонифицированные силы, которые противостоят главному субъекту рассказа.
Таким образом, любой персонаж может быть определен как пучок дифференциальных функций и в зависимости от своего ситуационного положения может объединять разные функции.
Ось адресант — адресат контролирует ценности, определяет создание ценностей и судит о желаниях и их распределении между персонажами.
Ось субъект — объект обозначает траекторию действия и поиск героя или протагониста. Она усеяна препятствиями, которые должен преодолеть субъект, чтобы продвинуться вперед.
Ось помощник — противник облегчает коммуникацию или препятствует ей. Она создает обстоятельства и разновидности действия и необязательно представлена персонажами. Помощники и противники — это иногда лишь «проекции воли к действию и воображаемых сопротивлений самого субъекта».
Актант есть класс «действующих лиц» в широком смысле этого слова, которые в своих различных манифестациях в нарративе обладают той же самой функцией. Актанты проявляются как определенные силы в данном тексте и никоим образом не эквивалентны конкретным действующим лицам рассказа или драматическим персонажам пьесы.
Слайд 30Методы анализа текста
Р. Францози, анализируя модель А.-Ж. Греймаса, считает что она
Методы анализа текста
Р. Францози, анализируя модель А.-Ж. Греймаса, считает что она
следующим образом:
(а) Адресант инициирует событие,
(б) Адресат получает от события выгоду,
(в) Противник замедляет или мешает событию, противостоя субъекту или конкурируя с ним за объект,
(г) Помощник приближает событие,
помогая субъекту.
Эта аналитическая модель, по мнению А.-Ж. Греймаса, применима не только к сказкам, но и к любым повествованиям, в частности к рекламным сюжетам
«Реклама… не пытается сказать нам напрямую, что мы нуждаемся в определенного рода продукте, но вместе с тем продукт поможет нам приобрести нечто еще, в чем мы, несомненно, нуждаемся, — здоровье, благосостояние, друзей и т.п.». Во многих рекламных роликах сила волшебного суперпомощника мгновенно меняет одну из сфер жизни в лучшую сторону
Т. Вестергаард и К. Шродер
Слайд 31Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Когда мы
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Когда мы
Новизна возможного проявляется по-разному. Например, в ходе терапевтических бесед люди переформулируют свои цели, неожиданно для себя видят новые задачи, начинают стремиться к таким изменениям, которые изначально невозможно было бы предсказать. В начале беседы человек может заявить о желании стать более независимым, но в ходе самой беседы отказаться от этой цели ради того, чтобы более полно и открыто принять этику партнерства в своей жизни.
Слайд 32Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Многие люди,
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Многие люди,
Экстернализующие беседы могут обеспечить противоядие такому «интернализующему» (размещающему проблему внутри) пониманию за счет того, что проблема как бы выводится вовне, превращается во внешний объект. В подобных беседах используются методы «объективации», «овеществления» проблемы. Это противоречит свойственной нашей культуре практике «овеществления» людей и позволяет людям пережить собственное отличие от проблемы. Получается, что проблема отдельно, а человек отдельно, что проблема — в проблеме, а не в человеке. Сам человек проблемой не является. В контексте экстернализующих бесед проблема перестает отражать «истину» о сущности человека. Внезапно становятся видимыми и доступными возможности успешного решения.
Слайд 33Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Мишель Фуко
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Мишель Фуко
• Практики разделения людей — от основной популяции отделяли бездомных, бедных, безумных, морально нестойких, навешивая на них ярлык «испорченности».
Слайд 34Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
• Объективизации,
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
• Объективизации,
• Сопоставления с нормой как механизма социального контроля («нормативные суждения»). Суждения о «нормальности» побуждают людей соизмерять собственные поступки и мысли, поступки других людей с нормами жизни и развития, которые определяются в рамках профессиональных дисциплин.
Слайд 35Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Позиция терапевта
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Позиция терапевта
Способ расспрашивания, который применяется в экстерналитощей беседе, можно сравнить с журналистским расследуем. Главная задача журналистского расследования — высветить, обнажить проблемы коррупции, злоупотребления сетью и привилегиями. Репортеры, проводящие расследование, не являются политически нейтральными, и тем не менее они не решают проблем, не проводят реформы, не участвуют непосредственно в борьбе с теми, кто, возможно, осуществляет неупотребление властью и привилегиями. Репортеры вовлечены в тему своих расследований, но не «горячо», не напрямую. Их действия, как правило, отражают относительно «прохладную » вовлеченность.
Слайд 36Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Вопрос о
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
Вопрос о
• от проблемы можно уйти, с ней можно развестись (как если бы проблема была спутником жизни — в значительной части мира разводы сейчас разрешены, и человек имеет право брать ответственность за собственную жизнь и определять ее направление);
можно произвести затмение проблемы (если проблема определенным образом «освещает» нашу жизнь, можно понять, что поставить между жизнью и проблемой, чтобы ее «свечение» не достигало жизни — как Луна загораживает Солнце во время затмения);…
Слайд 37Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
можно
Дополнение: Майкл Уайт
КАРТЫ НАРРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ
Введение в нарративную терапию
можно
• можно написать заявление об уходе, уволиться, перестать работать на проблему (как если бы проблема была работодателем, нанявшим нас);
• можно бросить самому себе спасательный круг (если проблема-пират так или иначе захватила корабль нашей жизни и попыталась выбросить нас за борт);
• можно восстановиться и выздороветь после проблемы (как после травмы в спорте);
• можно, так сказать, украсть свою жизнь у проблемы (сначала она украла у нас жизнь-сокровище, а теперь мы «выкрадем» ее обратно);
• можно приручить проблему (если проблема — дикий зверь, который просто пока не умеет уживаться); • можно проблему «обуздать», то есть надеть на нее узду (если мы представляем, что проблема — норовистая лошадь)
Слайд 38Методы анализа текста
Дискурс
Три подхода к анализу дискурса.
Первый принадлежит Эрнесто Лакло
Методы анализа текста
Дискурс
Три подхода к анализу дискурса.
Первый принадлежит Эрнесто Лакло
Второй подход, вероятно наиболее известный, получил название критического дискурс-анализа. В его основе лежит философия марксизма, поэтому для критических дискурс-аналитиков дискурс - это одна из множества существующих социальных практик. Фокус внимания при этом оказывается на изменениях дискурса, причем важным элементом анализа является интертекстуальность, которая рассматривается как механизм привлечения текстам элементов других текстов.
Третий подход -дискурсивная психология. В данном случае рассматриваются то, как люди используют дискурсивные возможности для формирования и обсуждения представлений о мире, каким образом они конструируют свои
идентичности, а также какие социальные последствия имеет данный процесс
Слайд 39Методы анализа текста Дискурс
В качестве одного из возможных примеров работы с
Методы анализа текста Дискурс
В качестве одного из возможных примеров работы с
Исследователи социальных проблем утверждают, что силовые ведомства, отвечающие за «решение» какой-либо проблемы, могут быть не заинтересованы не только в устранении проблемной ситуации, но и в существенном сокращении ее масштаба. Как отмечает Говард Беккер, персонал таких организаций выстраивает карьеру на основе «своей» проблемы, и все, что угрожает ее существованию, является угрозой и для него:
Силовые организации, особенно когда они изыскивают финансовые средства, как правило, используют два типа заявлений, переходя от одного к другому. Во-первых, они заявляют, что благодаря их усилиям проблема, которой они занимаются, приближается к решению. Но в то же самое время они утверждают, что положение дел, возможно, хуже, чем ранее (хотя это не их вина), и существует необходимость в новых и все более интенсивных усилиях по удержанию ситуации под контролем (Becker 1963: 157) 1.
Слайд 40Методы анализа текста Дискурс
Представленное исследование выполнено в рамках конструкционистского подхода к социальным
Методы анализа текста Дискурс
Представленное исследование выполнено в рамках конструкционистского подхода к социальным
Ученые указывают, что одной из задач социального конструкционизма является объяснение применения риторических идиом – способов, посредством которых достигается проблематичный статус чего-либо. Риторические идиомы обеспечивают участников дискурсивными материалами, позволяющими структурировать и придавать безотлагательный характер их требованиям (Ибарра, Китсьюз 2007: 73). Авторы описывают такие идиомы, как риторика утраты, риторика наделения правом, риторика опасности, риторика неразумности и риторика бедствия.
Слайд 42Методы анализа текста
Каждая из них обладает соответствующим словарем. Так, ключевыми для
Методы анализа текста
Каждая из них обладает соответствующим словарем. Так, ключевыми для
«хранителей или защитников некоторого уникального или священного предмета или качества», который или которое оказывается под угрозой. При этом, как правило, делаются ссылки на ответственность перед будущими поколениями
Риторика наделения правом подчеркивает значение обеспечения всех равными правами и возможностями. Она выражает настроения эгалитаризма и используется для проблематизации тех или иных форм дискриминации. Словарь данной идиомы состоит из таких терминов, как «нетерпимость», «угнетение», «сексизм», «расизм», «эйджизм», «жизненный стиль», «различия», «выбор», «терпимость», «предоставление возможностей», «мультикультурный» и др. Основная идея в том, что чем шире принципы терпимости, справедливости, равноправия, уважения человеческого достоинства распространены в обществе, тем выгоднее его членам
Слайд 44Методы анализа текста Дискурс
Риторика опасности применяется к ситуациям, которые представляются как
Методы анализа текста Дискурс
Риторика опасности применяется к ситуациям, которые представляются как
что требования в формате риторики опасности имеют наибольший идиоматический эффект, когда они выражены в научном стиле и с применением научной аргументации (Ибарра, Китсьюз 2007: 79–80).
При проблематизации эксплуатации, манипулирования, «промывания мозгов» используется риторика неразумности с ключевыми терминами «наивность», «доверчивость», «необразованность», «уязвимость», «легкая добыча» (Ибарра, Китсьюз 2007: 80–82).
Наконец, риторика бедствия состоит из метафор и практик аргументации, актуализирующих образ катастрофы. Участники, выдвигающие требования с использованием данной идиомы, могут представлять «свою» проблему как основополагающую по отношению к целому ряду других (проблема A порождает проблемы B, C, D).
Слайд 46Методы анализа текста Дискурс
Выявленные на основе конструкционистской исследовательской программы Питера Ибарры
Методы анализа текста Дискурс
Выявленные на основе конструкционистской исследовательской программы Питера Ибарры
Слайд 48Наблюдая за поведением обезьян в зоопарке Сан-Франциско, Бейтсон обнаружил и описал характерные
Наблюдая за поведением обезьян в зоопарке Сан-Франциско, Бейтсон обнаружил и описал характерные
2000:210].
Таким образом, Г. Бейтсон выделяет следующую конститутив-
ную характеристику фрейма: —фрейм —
метакоммуникативное образование, «сообщение о сообщениях», он не сводим к остальным элементам ком-
муникации и не выводим из них; фрейм не принадлежит ни
содержанию («деятельности во фрейме»), ни окружению
(«деятельности за фреймом»).
Слайд 49Методы анализа текста
Фрейм
«Фреймы — единицы информации, на которых человек строит
Методы анализа текста
Фрейм
«Фреймы — единицы информации, на которых человек строит
Фрейм может использоваться как синоним для определения ситуации или какой-то референтной рамки. Например, когда два человека посмотрели один и тот же выпуск новостей и один сказал: «Ага, классовая борьба», а второй сказал: «Ага, геополитика или всемирный заговор», — это разновидность работы разных определений ситуации. Один и тот же набор символов приводит к совершенно разным интерпретациям в зависимости от того, как для разных людей организована картина мира. (М.Соколов)
Слайд 50Методы анализа текста Фрейм
Вторая тема, которая всплывает в связи с фрейм-анализом, —
Методы анализа текста Фрейм
Вторая тема, которая всплывает в связи с фрейм-анализом, —
Наконец, третье, которое, мне самонадеянно кажется, имел в виду Гоффман, не имеет ни к тому ни к другому никакого отношения или имеет весьма косвенное. Гоффман пишет о фреймах, непосредственно черпая основные идеи из своей более ранней работы «Представление себя другим», и об исполнении социальных ролей. В «Представлении себя другим» он уподобляет всех людей актерам, говорит о том, что социальные роли исполняются так же, как исполняются театральные, и по этой причине считается зачинателем театральных метафор и театральных аналогий в описании социальной жизни.
Слайд 51Методы анализа текста Фрейм
Гоффман, иронически возвращаясь и к самому себе, и
Методы анализа текста Фрейм
Гоффман, иронически возвращаясь и к самому себе, и
Но не потому, что актер играет ту роль, которая на самом деле ему не принадлежит, а мы играем те роли, которые объективно наши, а потому, что актер всегда играет две роли: роль персонажа и роль актера. Каким-то странным образом и он, и публика не встречают при этом больших затруднений. Две роли исполняются в один момент времени, но публика, сидящая в первом ряду, хорошо знает, что из происходящего на сцене происходит с актером, а что происходит с персонажем
Слайд 52Методы анализа текста Фрейм
Фрейм в концепции Гоффмана есть институциональная структура, которая
Методы анализа текста Фрейм
Фрейм в концепции Гоффмана есть институциональная структура, которая
Фрейм-анализ в этом смысле есть изучение небуквальности социальной жизни — небуквальности, которая позволяет людям воспринимать что-то как значимое, но при этом не то, чем оно как будто является или чем оно могло бы показаться на первый взгляд.
Концепция фреймов или фреймирования повседневной жизни предполагает прежде всего интерес к организации многослойности, к тому, как это маркирование, разметка производится и как многослойность сохраняется. Проще всего ее увидеть там, где речь или какая-то коммуникация воплощена в физически видимых знаках. Например, на бумаге фрейму будут соответствовать системы кавычек или системы скобок.
Слайд 53Методы анализа текста Фрейм
Главный конкурент теории повестки дня — теория фреймов.
Методы анализа текста Фрейм
Главный конкурент теории повестки дня — теория фреймов.
Определение проблемной ситуации. К примеру, объяснить конфликт в Сирии можно происками американского империализма, войной ИГИЛ против сирийского режима, гражданской войной и так далее. Соответственно и восприятие одной и той же темы у аудитории будет разным.
Определение причин проблемы. Поиск правых и виноватых.
Моральные оценки этой проблемы. К примеру, фото улыбающихся сирийских детей и сцены насилия воздействовать на читателей будут кардинально по-разному.
Предлагаемые решения.
При этом теория фреймов предполагает, что новостной выпуск не обязательно должен содержать в себе все четыре компонента, достаточно одного — двух. Сила фрейма в том, что включаясь в эту логически структурированную информацию, человек самостоятельно додумает все оставшееся «за кадром». Более того, заподозрить влияние фрейма не так легко, так как на первый взгляд человек «сам» доходит до нужных моральных оценок и предлагаемых решений. С этой точки зрения, фрейминг гораздо более сильный инструмент, нежели пропаганда, которую, как правило, люди чувствуют.
Слайд 54Фрейм анализ –пример
1. В ведущих мировых масс-медиа существует консенсус по поводу освещения
Фрейм анализ –пример
1. В ведущих мировых масс-медиа существует консенсус по поводу освещения
2. В медийных публикациях, посвященных Исламскому государству, преобладает тематический фрейм, что свидетельствует о высокой общественной значимости данной темы. Наблюдается сближение фреймов «ИГИЛ» и «тоталитаризм» – наряду с расхождением фреймов «ИГИЛ» и «ислам».
3. Дискурс вокруг Исламского государства – дуалистичный. О нем говорят одновременно, как о государстве и как о террористической организации. Деятельность по вооруженной борьбе с ИГИЛ трактуется и как военный конфликт, и как антитеррористическая операция. Несмотря на то что ИГИЛ удалось внести определенную путаницу в медийный дискурс, навязав использование термина «государство» и некоторых сопутствующих словесных конструкций, тем не менее, СМИ описывают его, прежде всего, в качестве террористической организации. Важно, что ИГИЛ не удалось создать сильный образ героя из своего лидера Абу Бакра аль-Багдади; в этой связи упоминания Исламского государства имеют высокий уровень обезличенности.
4. Фреймы текстов масс-медиа, посвященных ИГИЛ, в целом укладываются во фреймы проанализированных произведений массовой культуры, созданных за последние 5–7 лет.
5. Для публикаций о деятельности ИГИЛ характерен высокий уровень рефлексии. Значительное количество текстов перегружено различными историческими и культурными контекстами (от 9/11 и деятельности «Аль-Каиды» – до отсылок к произведениям Дж. Оруэлла). Предметом рефлексии, однако, является только феномен ИГ. При этом СМИ проявляют слабый интерес к тому, как устроено ИГИЛ, почему оно образовалось и т.д.
Слайд 55Фрейм анализ –пример 2
Фрейм анализ –пример 2
Слайд 56Фрейм анализ –пример
Фрейм анализ –пример