Слайд 2Понятие источников личного происхождения:
Источники личного происхождения – это письменные исторические источники,
которые фиксируют прошедшую через память информацию о прошлом на документально-субъективном уровне в различных формах, отражающих личностное восприятие автором произошедших событий с учетом его опыта и социально-коммуникационных связей.
Источники личного происхождения – группа источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в эволюционном или коэкзистенциальном целом и автоком- муникации, в силу чего они наиболее последовательно воплощают процессы самосознания личности и формирования межличностных отношений.
Слайд 3Виды источников личного происхождения:
Дневники;
Частная переписка (эпистолярные источники);
Мемуары — автобиографии, мемуары —
«современные истории»;
Эссеистика;
Исповеди.
Источники личного происхождения условно делятся на:
спонтанные (пишутся по внутренним побудительным мотивам)
провоцированные (пишутся в ответ на побуждение извне).
Слайд 4Критерий классификации источников и его аспекты:
Критерием классификации является направленность устанавливаемых коммуникационных связей,
которые рассматриваются ею в двух аспектах:
1). Источники личного происхождения делятся на автокомуникативные (дневники) и направленные на межличностную коммуникацию. Вторая группа включает источники с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, отчасти мемуары-автобиографии, предназначенные для потомков мемуариста) и с неопределенным адресатом (мемуары-истории, исповеди, эссе).
2). Источники личного происхождения направлены на установление связей в коэкзистенциальном целом (дневники и частная переписка)
Слайд 5Процесс анализа источников личного происхождения включает:
1) Изучение происхождения источника — установление времени
и места создания, авторства (некоторые воспоминания, дневники, письма не имеют под- писи или подписаны псевдонимом, в этом случае необходима атрибуция — установление автора), подлинности, побудительных мотивов для написания, вспомогательных источников;
2) Изучение содержания — установление степени достоверности, полноты, наличия политической или субъективной тенденциозности;
3) Анализ особенностей личностного восприятия действительности автором и отражения их в источнике.
Слайд 6Мемуары
Мемуары (от лат. memoria — память) — это письменный исторический источник,
представляющий собой написанные от первого лица воспоминания автора о минувших событиях, участником или очевидцем которых он был.
Особенностью мемуаров является документальность: она основывается на свидетельских показаниях автора, очевидцев описываемых событий.
При работе с мемуарами необходимо:
Изучить личность автора;
Время и место описываемых событий;
Устоновить положение автора в происходивших событиях, его осведомленность;
Установить источники осведомленности автора;
Сопоставить факты изложенные в мемуарах с другими источниками.
Слайд 8Дневники
Дневники — исторический источник личного происхождения, представляющий собой повседневные записи мыслей и
наблюдений автора о том, что он видел и пережил.
Условно можно выделить следующие основные виды дневников:
путевые дневники;
дневники-медитации, возникавшие под влиянием сентиментальной литературы;
дневники-описания военных кампаний;
дневники-хроники повседневной жизни.
Дневник обычно считается закрытым, камерным жанром, но иногда потребность высказаться заставляла людей делать записи общественного значения.
Слайд 9Дневники (продолжение)
Можно выделить следующие признаки дневников:
формально-композиционные (датируемость, регулярность, дискретность (прерывистость) и
лаконизм записей);
общежанровые (автокоммуникативность, т.е. обращенность автора дневников к самому себе, синхронность описываемых событий и записей, фактическая основа, отсутствие обобщений).
По характеру ведения записей к личным дневникам близки записные книжки, памятные книжки. В них обычно вносятся без определенного порядка записи о разных курьезах, деловые заметки, исторические анекдоты, сюжеты для будущих произведен
Слайд 11Частная переписка (эпистолярные источники)
Эпистолярные (от греч. epistolē — письмо, послание) источники —
одни из немногих, передающих живые разговорные интонации, язык, присущий культурной среде, позволяющие воссоздать эмоциональную атмосферу времени.
Эпистолярные источники (письма, послания) делятся на:
Частное письмо — письменное личное обращение автора к отдельному лицу (или нескольким лицам), составленное с применением типичных эпистолярных элементов (обращение, дата, подпись и пр.). Среди отличительных признаков такого письма обычно называют также диалоговую форму, разнообразие тематики, многофункционально.
Деловое письмо считается средством внешней коммуникации, для которого характерно унифицированное оформление текста, стандартность формули- ровок, наличие профессиональной лексики.
Слайд 12Частная переписка (эпистолярные источники)
Определение переписки как разновидности источника:
документ, посредством которого общаются
между собой два частных лица — корреспондент (автор письма) и адресат (И. В. Григорьева);
источник личного происхождения, имеющий конкретный индивидуальный адресат и содержащий разнообразную информацию (И. В. Порох);
средство личных (главным образом двусторонних) отношений между людьми, разделенными определенным расстоянием (А. Г. Тартаковский);
один из способов социального взаимодействия людей за пределами их официальных отношений, когда разнообразные личностные контакты реализуются посредством отправления и получения писем, образующих целостный текст в процессе своего первичного социального функционирования и адресованных в каждом данном случае конкретному человеку (Е. Ю. Наумов)
Слайд 13Частная переписка (эпистолярные источники)
Особый вид эпистолярных источников:
Открытое письмо - элементы, свойственные личной
переписке, сочетаются с элементами публицистики. Цель открытого письма: поставить вопрос, имеющий общественное значение, привлечь к нему внимание широкого круга читателей.
Обычно письмо обычно служит конкретной цели его автора, пишется не для ознакомления посторонних, предполагает ответ.
Авторы, подозревавшие, что их письма вскрываются, могли излагать несвойственные им мысли и чувства, сообщать намеренно ложные фактические сведения, передавать информацию в иносказательной форме, не называть имен, использовать шифры. В связи с этим сообщения писем необходимо проверять, сопоставляя с другими источниками.
В наши дни одним из самых популярных средств связи является электронная почта.
Слайд 14Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Слайд 15Эссеистика
Эссе – вид исторических источников, предназначенных для передачи уникального опыта индивидуума в
коэкзистенциальном целом. Эссеист излагает свое мнение по произвольно выбранной им или по общественно значимой проблеме. Существенно важно, что, в отличие от публициста, эссеист не выступает от имени какой-то социальной группы.
Эссеистика и по сию пору выступает как форма научного гуманитарного произведения (например, «Опыт о даре»).Но очень быстро эссеистика была подавлена публицистикой, личностная позиция была подчинена общественному интересу. Впоследствии эссеистика осталась как один из философских жанров. Так написано, например, «Уединенное» В. В. Розанова, «Роза мира» Д. Андреева.
В целом, отсутствие развитой эссеистики, в частности в литературной, научной и философской сфере, — характерная особенность структуры российской источниковой базы. Впоследствии эссеистика осталась как один из философских жанров.
Слайд 17Исповедь
Исповедь – вид философских произведений, утверждающих уникальность человеческой индивидуальности. Такое предназначение данного
вида исторических источников сближает его с эссеистикой.
Жанр исповеди нельзя отнести к распространенным, но он принципиально важен для понимания источников Нового времени. Во-первых, необходимо строго разграничивать «исповедь» в системе источников Нового времени и средневековые источники с тем же названием (например, «Исповедь блаженного Августина»). Средневековые источники имеют явно выраженный теологический и нравоучительный характер.
Начало виду в системе источников нового времени положила «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, написанная во второй половине 1760-х годов. В российской традиции рассматриваемого вида: «Исповедь» Л.Н. Толстого и «Самопознание» Н.А. Бердяева (хотя последнее произведение и находится вне хронологических рамок данного раздела, но по сути оно тяготеет именно к этой эпохе).
Слайд 19Значение источников личного происхождения:
Подводя итоги, можно сделать вывод, что источники личного происхождения
являются очень важным и ценным средством познания исторических событий и явлений. Расширение привлечения источников личного происхождения в исторические исследования и использование их в совокупности с другими источниками позволит сделать исследование наиболее точным и отойти от излишней опоры на источники официального происхождения, что повысит познавательную значимость рассматриваемой проблемы.