Революция и преобразование обществ: сравнительное изучение цивилизаций

Содержание

Слайд 2

ГЛАВА 1 РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА

«Центральной задачей настоящей книги становится выяснение

ГЛАВА 1 РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА «Центральной задачей настоящей книги
того, при каких условиях и в каких исторических обстоятельствах происходят революции и революционные преобразования. Такой подход ставит проблему революции в рамки сравнительного изучения цивилизаций»
В этой книге авторы стремятся выйти за пределы классовых подходов, не отрицая, тем не менее, их частичной пригодности

стр. 40

Большинство исследователей, по мнению авторов, игнорируют связь между революцией и цивилизацией Нового времени

Слайд 3

Наиболее распространенный образ революции имеет несколько основных составляющих:
насилие
новизну
всеобщность перемен
Данные

Наиболее распространенный образ революции имеет несколько основных составляющих: насилие новизну всеобщность перемен
признаки применяются в равной степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям

ГЛАВА 1 РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА

Слайд 4

ПРЕДПОСЫЛКИ «ЧИСТОЙ» РЕВОЛЮЦИЙ

фундаментальные социальные аномалии
проявления несправедливости
соединение борьбы между элитами с более

ПРЕДПОСЫЛКИ «ЧИСТОЙ» РЕВОЛЮЦИЙ фундаментальные социальные аномалии проявления несправедливости соединение борьбы между элитами
широкими или глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе
социальные сдвиги, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация
революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание, они создают или порождают нового человека
Для всех классических подходов условием полного преобразования общества оказывалось соединение нескольких важнейших социетальных (макросоциальных) компонентов

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВОЛЮЦИЙ

Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима, основ его легитимности и

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕВОЛЮЦИЙ Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима, основ его легитимности
его символики
Во-вторых, замена неспособной политической элиты или правящего класса другими
В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе.
В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым (хотя еще А. Токвиль указывал на относительность этого разрыва в своей книге «Старый порядок и революция»).

Слайд 6

Предлагая свой подход, авторы стремятся:
1) установить те элементы или характеристики революций

Предлагая свой подход, авторы стремятся: 1) установить те элементы или характеристики революций
Нового времени, которые отличают их — и идеологически, и организационно — от других движений протеста и восстаний, актов политической борьбы и процессов изменений
2) выявить специфические социально-исторические условия, при которых может найти выражение тенденция к чистой революции
3) вскрыть нереволюционные процессы социальных преобразований в обществах современного типа и условия, их порождающие

ГЛАВА 1 РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМА

Слайд 7

Какой бы ни была организация общественного разделения труда, она:
1. Не исключает

Какой бы ни была организация общественного разделения труда, она: 1. Не исключает
неопределенности и риска в институционализованной жизни
2. Не гарантирует того, что кто-то позаботится о признанных потребностях коллектива в организации его жизни вообще и в обеспечении коллективной безопасности особенно
3. Не выражает коллективные цели и не делает их реально осуществимыми
4. Не обеспечивает достижения индивидом и коллективом определенной степени самоуважения и идентичности, а также достижения или сохранения чувства причастности к какому-либо значимому социальному или культурному порядку
5. Не всегда благоприятствует развитию и поддержанию чувства взаимного доверия между членами коллектива
6. Не гарантирует того, что социальные агенты действительно будут осуществлять свои взаимные обязательства, решать поставленные перед ними задачи и играть предназначенные им роли

Слайд 8

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА, ОКАЗЫВАЮТСЯ ТЕ,

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА, ОКАЗЫВАЮТСЯ ТЕ,
ЧТО ОПРЕДЕЛЯЮТ:

Символические и институциональные границы коллективов — прежде всего посредством установления основополагающих признаков социальной и культурной общности, которые выдвигаются в качестве критерия для принадлежности к различным коллективам
Нормы права и справедливого распределения, которые признаются приемлемыми в соответствующих системах взаимодействия
Критерии регулирования доступа к власти
Общий замысел, устанавливающий смысл и коллективные цели взаимодействия или коллективной деятельности
Легитимность таких институциональных комплексов на основе господствующих норм права, справедливости и широких социетальных целей
Эти важнейшие разновидности основополагающих норм социального взаимодействия устанавливают природу и объем легитимирующих характеристик социальной жизни, посредством которых проблемы социального порядка находят видимое разрешение

Слайд 9

Одним из аспектов символических ориентаций, наиболее значимым в формировании основ или критериев

Одним из аспектов символических ориентаций, наиболее значимым в формировании основ или критериев
различных норм социального взаимодействия, является кристаллизация таких ориентации в специфические образцы кодов, которые соединяют широкие очертания институционального порядка с ответами на основные символические проблемы человеческого бытия и социальной жизни
Такие коды не представляют из себя культурно-ценностные ориентации всеобщего и неопределенного характера
Они гораздо ближе к обобщающим формам религиозной либо этической ориентации в особой институциональной сфере и ее проблемах, к оценке сферы и формулированию принципов ее организации и поведения в ней в связи с соответствующими ответами на те или иные фундаментальные проблемы человеческого бытия

Слайд 10

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОЛЛЕКТИВОВ

«Символические коды, влияя на критерии основополагающих

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОЛЛЕКТИВОВ «Символические коды, влияя на критерии
норм социального взаимодействия, формируют макросоциальный порядок. Именно в построении макросоциального порядка фактически наиболее полно происходит сплетение символических и организационных аспектов социальной жизни. Символическое выражение макросоциального порядка институционально локализуется в том, что Э. Шилз назвал «центрами общества»

стр. 78

Слайд 11

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОЛЛЕКТИВОВ

Принадлежность к обществу конституируется отношением к

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОЛЛЕКТИВОВ Принадлежность к обществу конституируется отношением
этой центральной зоне в большей степени, чем пространственным смыслом бытия, который обусловлен локализацией на ограниченной территории и адаптацией к среде, оказывающейся под влиянием других людей, что пребывают на той же самой территории
Центральная зона не является феноменом пространственной локализации. У нее едва ли есть более или менее определенное расположение на той ограниченной территории, которую занимает общество. Ее центральность не имеет никакого отношения к геометрии и очень небольшое — к географии
Центр, или центральная зона, является феноменом мира ценностей. Это центр системы символов, ценностей и верований

Слайд 12

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОЛЛЕКТИВОВ

Символические коды и основополагающие нормы в

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И ОСНОВНЫХ ТИПОВ КОЛЛЕКТИВОВ Символические коды и основополагающие нормы
каждой группе и обществе очерчивают ряд сущностных признаков подобия и границы коллективов по отношению к социетальному центру или центрам; указывают параметры макросоциального порядка или порядков; определяют степень важности ориентации на центр в рамках порядка
Различные коды устанавливают относительное значение в рамках каждого данного центра составляющих его компонентов; относительную однородность центров общества; отношения между центрами и коллективами; степень отличия центров от периферии
Коды и основополагающие нормы воздействуют на определение границ макросоциального порядка и их относительную открытость и обусловливают его отношение к различным социальным, религиозным и культурным порядкам
Они устанавливают пределы группировки различных типов коллективов, которые входят в макросоциальный порядок; характер отношений между ними

Слайд 13

ПРОТЕСТ, ВОССТАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И НАСИЛИЕ

Потенциал напряженности, конфликтов и противоречий существует в каждом

ПРОТЕСТ, ВОССТАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЯ И НАСИЛИЕ Потенциал напряженности, конфликтов и противоречий существует в
человеческом обществе
Во-первых, построение любого социального порядка основано на отборе культурных ориентации и подавлении других, а члены общества осознают этот процесс и пытаются преодолеть его отрицательные стороны
Во-вторых, процесс отбора и устранения, входящий в институционализацию социального и культурного порядка, оказывается тесно связанными с требованиями общественного разделения труда, с распределением власти и богатства и возникающим на этой основе неравенством
В результате в каком-либо обществе возникает потенциал отчуждения и недовольства и тем самым тенденция к формированию в этом обществе базовых ориентации протеста, а значит, и движений протеста, восстаний, конфликтов

Слайд 14

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Археологические и антропологические исследования указывают, что в

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Археологические и антропологические исследования указывают, что
большинстве первобытных обществ существовал потенциал преобразующих изменений. Этот потенциал складывался в первобытных обществах постольку, поскольку в них возникали трения между:
различными культурными моделями или кодами
кодами и различными структурными принципами
Такие расхождения и трения создавали потенциал изменений, который мог реализоваться под воздействием демографических и экологических процессов или внешних факторов

Слайд 15

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Характер формирования архаических и исторических цивилизаций предопределили:

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Характер формирования архаических и исторических цивилизаций

1) технические нововведения, сделавшие возможным производство и накопление прибавочного продукта
2) пространственные и демографические изменения, приводившие к возникновению плотно населенных районов и центров — будь то экономические (города), ритуальные (храмы) или политические
3) изобретение письменности
4) возрастание международных контактов

Слайд 16

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Эти четыре фактора породили особенности, отличающие ранние

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Эти четыре фактора породили особенности, отличающие
цивилизации от первобытных обществ
Таковыми особенностями являются:
1. Увеличивающаяся внутренняя структурная дифференциация
2. Растущая дифференциация и рационализация в символической сфере
3. Интенсификация взаимоотношений между обществами и усиление дифференциации между ними
4. Выделение центров по отношению к периферии

Слайд 17

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Тенденция к структурной дифференциации проявляется в возрастающей

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Тенденция к структурной дифференциации проявляется в
вычлененности специфических институциональных функций из исходных аскриптивных — родственных и территориальных — общностей и в утверждении этих функций в качестве отдельных видов деятельности и особых ролей
Это приводит к вычленению политической роли субъекта из его принадлежности к локальной общности и к увеличению числа автономных образований (политических, экономических, религиозных, образовательных), которые осуществляют более специализированные функциональные задачи
Вторая важнейшая характеристика структурной дифференциации — это рост специализации главных типов институциональных организаторов: политических и экономических элит, идеологов моделей культурного и социального порядка и солидарности различных коллективов
Третий важный аспект возрастающей дифференциации связан с развитием социальной иерархии как особой черты социальной организации; значит, с развитием того, что часто называли классовым обществом

Слайд 18

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

И в архаических, и в исторических обществах

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ И в архаических, и в исторических
в тесной связи с ростом структурной дифференциации и выделением центра происходят изменения в символической сфере
Наиболее важное значение из них имеют:
1) отделение господствующих символов от их изначальных значений
2) формирование независимых автономных символических систем (например, религиозных или философских) и их дифференциация, устроение этих систем в соответствии с их символическим содержанием и их методами концептуализации задач и решений
3) все большее сомнение в исходных предпосылках постановки этих задач заодно с формулированием решений

Слайд 19

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

В архаических и исторических обществах традиционная легитимизация

ГЛАВА 3 ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ В архаических и исторических обществах традиционная
символически и структурно была более полно выражена, чем в первобытных обществах; и эта самая выраженность подталкивала к возникновению новых очагов напряженности и противоречий, которые создавали дополнительный потенциал изменений

Слайд 20

Г Л А В А 4 ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Первый макрообразец изменений

Г Л А В А 4 ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Первый
в традиционных обществах характеризуется относительно небольшой степенью совмещения или совпадения между изменениями в исходных основополагающих нормах социального взаимодействия — особенно между изменениями в отношении доступа к власти
Кроме того, существует слабая соотнесенность между движениями протеста, а также между ними и политической борьбой вокруг центра.
Наконец, политическая система остается относительно незатронутой, а политическая борьба почти не получает идеологического выражения или обоснования
Этот тип обособленных (segregative) изменений присущ патримониальным режимам. Среди них — древние царства Египта (ок. 2600— 332 гг. до н.э.), Ассирии (ок. 1300—612 гг. до н.э.), Вавилона (ок. 1900—641 гг. до н.э.) и т.д.

Слайд 21

Г Л А В А 4 ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Тип совмещающихся изменений

Г Л А В А 4 ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Тип
характеризуется относительно высокой совместимостью между направлениями изменений в различных основополагающих нормах социального взаимодействия, между тенденциями к изменению состава общностей и структуры институциональных сфер макросоциального порядка.
Здесь же отмечается сильная тенденция к внутреннему переустройству самой политической системы; отчетливо заметны конвергенция и интеграция различных движений протеста и политической борьбы.
Кроме того, изменения происходят при гораздо более высоком уровне осознания задач политической борьбы и большей самостоятельности в ее организации.
Совмещающиеся изменения развиваются прежде всего в имперских системах — таких, как Древний Рим (31 г. до н.э. — 527 г. н.э.), эллинистические государства (323-30 гг. до н.э.), Китай (ок. I тыс. до н.э. — 1911 г. н.э.), Византия (324—16533 гг.), Российская империя (1721—1917 гг.), халифат Аббасидов (720—1258 гг.), Османская империя (1451-1788 гг.).

Слайд 22

Третий тип изменений формируется, с одной стороны, в особых городах-государствах, наиболее значительные

Третий тип изменений формируется, с одной стороны, в особых городах-государствах, наиболее значительные
из которых были в Древней Греции, и Рим, а с другой — в особых объединениях племен, таких, как древний Израиль и некоторые из ранних мусульманских государств
Для этого типа — типа особых изменений характерна очень высокая степень совместимости между движениями протеста и политической борьбой и, самое главное, высокая степень символизации и идеологической разработанности вопросов политической борьбы
В этом плане рассматриваемый тип имеет сходство с типом совмещающихся изменений, господствовавшим в имперских и имперско-феодальных режимах.

Г Л А В А 4 ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Слайд 23

Главными факторами, порождавшими процессы изменений в империях, были:
1) постоянная потребность правителей

Главными факторами, порождавшими процессы изменений в империях, были: 1) постоянная потребность правителей
в различных типах ресурсов и особенно их зависимость от некоторых конвертируемых ресурсов;
2) стремление правителей утвердить свои властные позиции, как в плане традиционной легитимности, так и эффективного политического контроля над относительно свободными силами общества (значит, над теми, что не были полностью связаны аскриптивными узами);
3) большая чувствительность внутренних структур этих обществ к внешнему давлению, к политическим событиям и экономическому развитию в международной сфере;
4) постоянные потребности правителей в мобилизации некоторых ресурсов, чтобы решать проблемы, порождаемые развитием событий в международных (военной, дипломатической и экономической) сферах;
5) формирование автономных ориентации и целей среди основных слоев и выработка их особых требований к правителям.

Слайд 24

Однако между перечисленными факторами возникали сильные противоречия, особенно потому, что правители выдвигали

Однако между перечисленными факторами возникали сильные противоречия, особенно потому, что правители выдвигали
крайне обременительные цели, истощавшие экономические и человеческие ресурсы; в конечном счете, им приходилось сталкиваться с несколькими фундаментальными дилеммами
Там, где обострение конфликта достигало максимума, система могла либо трансформироваться то ли в современный, то ли в патримониальный режим, либо прекратить свое существование

Слайд 25

ГЛАВА 5 РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ИЗМЕНЕНИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Соотношение культурных ориентаций с

ГЛАВА 5 РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ИЗМЕНЕНИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ Соотношение культурных
формированием институтов вообще и типом социальных изменений в частности определялось тремя главными факторами:
Первый — это степень критического восприятия фактов человеческого существования и уровень символической разработанности основных характеристик институционального порядка
Второй — структура, и особенно степень автономности, институциональных организаторов или элит, которые выступали главными носителями таких ориентации
Третий — объем институциональных рынков и масштабы потока свободных ресурсов

Слайд 26

ГЛАВА 6 РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Революционная символика и революционные движения Нового времени, так

ГЛАВА 6 РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Революционная символика и революционные движения Нового времени,
же как связанные с ними процессы изменений, находятся в резком контрасте с традиционными образцами
Уникальные в символическом и организационном плане черты революций Нового времени проявились вначале в великих европейских революциях: Нидерландское восстание, Великий мятеж и Славная революция в Англии, Американская революция и Французская революция. На их основе сложился образ настоящей, или чистой революции, который был проанализирован в главе
Главными отличительными чертами революций были:
связь между движениями протеста и вовлечение этих движений в политическую борьбу, происходящую в центре;
характер их базовой символики и ее структурное выражение; а также последствия.

Слайд 27

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

В результате этих революционных процессов сформировались уникальные типы социальных преобразований,

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В результате этих революционных процессов сформировались уникальные типы социальных
приведшие к созданию новой цивилизации, иначе говоря — цивилизации Нового времени
Революции Нового времени подтолкнули движение общества, в которых они имели место, в направлении модернизации, как в организационном, так и в символическом плане
Отличительными чертами развития всех постреволюционных обществ были:
растущая структурная дифференциация и специализация;
установление универсалистских организационных систем;
формирование индустриальной или полуиндустриальной рыночной экономики;
обоснование относительно открытой, нетрадиционной системы стратификации и мобильности, в которой выдвигались достижительные критерии вообще и экономические, профессиональные, образовательные критерии достижения в частности;
возникновение централизованных, в высшей степени бюрократизированных политических систем

Слайд 28

Революционные изменения дали толчок тенденциям к далеко идущему преобразованию важнейших сторон структуры

Революционные изменения дали толчок тенденциям к далеко идущему преобразованию важнейших сторон структуры
общественного строя.
Прежде всего они привели к крушению предпосылок традиционности, к подрыву традиционной легитимности центров общества, к ослаблению традиционных нормативных ограничений
Кроме того, революционные ориентации были тесно связаны с усиливавшейся тенденцией к секуляризации центральных макросоциальных символов и с неприятием предустановленности существующей культурной традиции, сакральности культурных центров и символов вместе с их хранителями.
Наиболее важными структурными производными этих ориентации были переустройство отношений центра с периферией и растущее воздействие периферии на центр во имя идеалов или символов равенства, солидарности, свободы и участия.

Слайд 29

Одной из сущностных черт современных обществ, в противоположность традиционным системам, стала способность

Одной из сущностных черт современных обществ, в противоположность традиционным системам, стала способность
их центральных структур к расширению. Требования или ожидания такого расширения могли развиваться в нескольких различных, но взаимосвязанных направлениях:
Первое — это ожидания, главным образом со стороны элит, связанные с созданием (или сохранением) новых, более широких политических рамок.
Второе — это ожидания и, может быть, требования экономического и/либо административного развития или модернизации.
Третье — это надежда на то, что центр станет откликаться на требования различных новых социальных групп, особенно на требования введения новых принципов распределения.
Четвертое — это требования групп вообще и новых элит относительно вхождения в центр, возможности нового определения границ и символов социальности, так же как более активного участия в политическом процессе и более прямого доступа к центру.

Слайд 30

ГЛАВА 7 СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕВОЛЮЦИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Во всех типах обществ основными

ГЛАВА 7 СОЦИАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕВОЛЮЦИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ Во всех типах
участниками были:
1. Традиционные, но потенциально способные к модернизации монархи с сильными абсолютистскими тенденциями, которые стремились инициировать и контролировать широкие социальные и экономические процессы и которые различным образом сочетали традиционную закрытость с модернизирующими тенденциями.
2. Разнообразные группы из крупных и средних землевладельцев и городских слоев, эволюционировавшие в направлении капиталистической рыночной экономики.
3. Разнородные группы крестьянства (в США фермеры), которые оказывались в двойственной ситуации, с одной стороны, угрожавшей утратой их положения под воздействием новых экономических сил, а с другой — открывавшей возможности получить доступ к новым рынкам или к контролю над ними.
4. Традиционные городские группы и зародыш нового городского пролетариата.
5. Новые интеллектуальные и религиозные секты, группы и движения.
6. Институциональные организаторы, более разносторонние по характеру своей деятельности, и особенно новые политические элиты.

Слайд 31

Революции Нового времени подтолкнули общества, в которых они происходили, в направлении модернизации,

Революции Нового времени подтолкнули общества, в которых они происходили, в направлении модернизации,
как в ее организационных, так и в символических аспектах.
Опыт всех постреволюционных обществ включал:
1) растущую структурную дифференциацию и специализацию;
2) установление международных организационных систем и рынков;
3) формирование современной рыночной экономики и современных институциональных систем — в экономической сфере индустриальных либо полуиндустриальных систем;
4) распространение, относительно открытых, нетрадиционных систем социальной стратификации и мобильности, в которых на первое место выходят критерии достижительности (конкретно, экономические, профессиональные, образовательные основания для выдвижения);
5) ослабление традиционных систем формирования социальных слоев и их замещение при структурировании социальной иерархии и политических режимов более открытыми формами классового типа.

ГЛАВА 8 РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ РЕВОЛЮЦИЙ И РАЗЛИЧИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 32

В постреволюционных обществах наиболее важными являются следующие характеристики преемственности и ее нарушения:

В постреволюционных обществах наиболее важными являются следующие характеристики преемственности и ее нарушения:

1. Постреволюционные общества различаются масштабностью изменений в основополагающих нормах социального взаимодействия, а также в структурных и организационных производных этих основополагающих норм.
2. Степень нарушения преемственности в принципах построения и структуре институтов между дореволюционными и постреволюционными обществами также является различной.
3. Постреволюционные общества различаются по степени изменений в символической сфере, особенно в символике коллективной идентичности и легитимности режимов, с одной стороны, и в базовых культурных ориентациях и кодах — с другой.
4. Эти общества различаются по масштабам применения насилия и степени институционального и символического разрыва с прошлым, а также и по степени оправдания такого насилия символическими средствами.
Имя файла: Революция-и-преобразование-обществ:-сравнительное-изучение-цивилизаций.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 0