Слайд 2Типология социально-культурных программ
Есть разные типологии социальных программ. Некоторые из них строятся только
по содержательному основанию, например, разделяются на тип программ, которые ориентированы на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности, и тип программ, которые своей доминирующей задачей имеют экспорт собственных культурных образцов в «чужой» культурный контекст.
В соответствии с такой классификацией выделяются социальные программы и программы историко-культурной направленности, оздоровительные программы, социально-педагогические программы и т.д. Здесь учитывается ценностная позиция проектировщика, но упускаются из виду другие стороны проектной деятельности, без которых программа не существует как реальное действие, — финансовые вопросы, сроки реализации, масштабы программы и т. д.
Слайд 3Типология социально-культурных программ
В нашей типологии социально-культурных программ мы опираемся на классификационную схему,
принятую в технологии управления проектами, и дополняем ее, исходя из опыта организации в области социально-проектной деятельности.
Некоторые типы программ мы не выделяем, поскольку для социального проектирования они не актуальны (например, проекты со специальными требованиями по качеству исполнения, разделение проектов на моно и мультипроекты).
Слайд 4Типология социально-культурных программ
«Нормальная» программа (проект). К социальным программам можно отчасти применить характеристики,
которые выработаны в технологии управления для коммерческих проектов.
В организационном отношении коммерческие проекты оцениваются по четырем признакам:
масштаб (размер) проекта;
сроки реализации;
качество;
ресурсное обеспечение.
Слайд 5Типология социально-культурных программ
Учитываются также место и условия реализации программы. Программу, в которой
названные признаки уравновешивают друг друга, равноправны, называют «нормальным» проектом. Но это идеальная конструкция. В реальных программах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить типы программ.
Подобным образом можно выделить «нормальный» проект и как идеальный тип социально-культурной программы, но отклонения от этого уравновешенного по факторам идеального типа частично окажутся другими, чем в коммерческих проектах.
Слайд 6Типология социально-культурных программ
Инновационные программы. В обобщенном смысле любая социально-культурная программа характеризуется инновационными
свойствами. Но при выделении типа инновационных программ исходят из их специфического назначения: задача инновационных программ — внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами.
В социальной сфере инновация не часто связывается с созданием изобретений и открытий в области науки и техники. Утвердился другой путь — осмысление (и проектирование) социальных последствий при разработке инновационных научно-технических решений.
Слайд 7Типология социально-культурных программ
Поддерживающие программы. Поддерживаю-щие программы решают задачи экологического характера, в том
числе в рамках экологии культуры. Мы называем поддерживающие программы также реанимационными, реставра-ционными.
О характере таких программ наилучшее представление дает описание одной из программ в «Практическом руководстве по Всемирному десятилетию развития культуры» (под эгидой Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.) Эта программа предложена для реализации по направлению деятельности «Утверждение и обогащение культурной самобытности». Программа направлена на сохранение и использование культурного достояния.
Слайд 8Типология социально-культурных программ
Типы программ по направлениям деятельности. Разделение социально-культурных программ по направлениям
деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания программ.
Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.
Слайд 9Типология социально-культурных программ
В образовательных программах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных
услуг.
Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любой социально-культурной программы, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Кроме того, образовательные программы могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).
Слайд 10Типология социально-культурных программ
Научно-технические программы также могут выступать как проекты социальные, если своими
последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.
Научно-технические программы могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в программе, и т. д.).
Слайд 11Типология социально-культурных программ
Культурные программы могут по основной своей направленности выступать как проекты
художественные, символические, экзотические и др.
Их общая черта как социально-культурных программ состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. Иначе говоря, в этом случае мы обращаем внимание не на эстетические, культурно-семантические стороны программы, а на ее социальную функцию.
Слайд 12Типология социально-культурных программ
Очевидно, что такие программы требуют огромных финансовых средств, материальных и
организационных ресурсов, чаще всего они реализуются как заказ государственных органов, международных организаций.
На другом полюсе социално-культурных программ стоят авторские творческие работы, представляемые на обозрение какому-то неопределенному числу лиц. Здесь на первый план выходит стремление авторов к самопрезентации и к установлению диалога со зрителем, слушателем и т. д.
Особое значение имеют такие современ-ные культурные формы, как хэппенинг и перфоманс.
Слайд 13Типология социально-культурных программ
Хэппенинг (англ, happening — происходящее) — сценическая разновидность поп-арта, представляющая
собой импровизационное театрализованное действие, у которого нет определенного сюжета, нет и заранее написанного сценария.
Расчет в хэппенинге делается на исполнителя, который должен просто жить, просто реагировать на происходящее — в абсурдной форме или в форме самой рутинной. Важно, что такой показ обыденной жизни (нередко хэппенинг представляет ежедневные действия — еду, одевание, бритье и т. п.) вызывает активное соучастие зрителей.
Слайд 14Типология социально-культурных программ
Перфоманс (англ, perfomance — представление, действие) — вид концептуального искусства,
получивший распространение начиная с 60-70-х годов XX века.
Перфоманс основывается на изображении переживаний, состояний сознания, а средствами изображения выбирает человеческое тело, жесты, поведение художника, который берет на себя роль актера.
Слайд 15Типология социально-культурных программ
Между двумя полюсами культурных программ — множество переходных форм, из
которых отметим программы, задачи которых непосредственно переплетаются с целями социальной работы.
Включение лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в социальной реабилитации, в те или иные культурные программы приобретает большое значение в технологиях социальной работы..
Слайд 16Типология социально-культурных программ
И большие, и малые культурные программы приобретают значение, когда их
направленность совпадает с интеллек-туальными и духовными поисками, актуальными для общества.
Здесь особенно четко видно то, что присуще всем социальным программам: они зависят от той среды, где их хотят реализовать, от ожиданий людей. А сами эти ожидания предопределены типом культуры, характерной для данного общества.
Вот почему было бы справедливо переходить к пониманию всех социальных программ как социально-культурных.
Слайд 17Типология социально-культурных программ
Классификация социально-культурных программ по особенностям финанси-рования основывается на выделении в
качестве типообразующего критерия способ финансового обеспечения, который является основным.
В силу этого мы выделяем
инвестиционные,
спонсорские,
кредитные,
бюджетные,
благотворительные программы.