КРПР Л2 (1)

Содержание

Слайд 2

1. Понятие и предмет риторики. Виды ораторского искусства

Объект

Предмет

речевое взаимодействие двух и

1. Понятие и предмет риторики. Виды ораторского искусства Объект Предмет речевое взаимодействие
более собеседников, включающее в себя множество компонентов этого взаимодействия.

законы, нормы, правила, приемы создания речевого высказывания в процессе общения.

Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство) – 1) филологическая дисциплина, объектом которой явля­ется теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой дея­тельности (прежде всего в разных жанрах письменной и уст­ной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи. 2) наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

Слайд 3

Виды ораторского искусства

Виды ораторского искусства

Слайд 4

Коммуникативные умения

Умения использовать невербальные средства общения

Умения взаимодействовать на уровне диалога, полилога

Социально-психологические умения

Психологические

Коммуникативные умения Умения использовать невербальные средства общения Умения взаимодействовать на уровне диалога,
умения

Умения использовать в общение нормы речевого этикета

Речевые умения

Доходчиво и убедительно излагать материал

Использовать в общение нормы речевого этикета

Отбор и изучение литературы

Самообладания перед аудиторией

Устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией

Отвечать на вопросы слушателей

Использовать невербальные средства общения

Ориентация во времени

Навыки и умения оратора

Составления плана и написания текста речи

2. Риторические навыки и умения юриста

Слайд 5

Индивидуальные особенности ораторов

Индивидуальные особенности ораторов

Слайд 6

Повседневная подготовка

Овладение методикой публичного выступления

Самообразование и создание собственного архива

Овладение техникой речи

Повышение культуры

Повседневная подготовка Овладение методикой публичного выступления Самообразование и создание собственного архива Овладение
письменной и устной речи

Критический анализ выступлений

3. Подготовка к публичному выступлению

Слайд 7

Этапы разработки ораторской речи

Определение темы

Название речи

Формулировка цели

Подбор материалов

Подготовка речи

Выработка собственной позиции

Осмысление прочитанного

Изучение

Этапы разработки ораторской речи Определение темы Название речи Формулировка цели Подбор материалов
отобранных материалов

Слайд 8

определить цель и вид речи; выявить уровень подготовки и деятельность свои и

определить цель и вид речи; выявить уровень подготовки и деятельность свои и
слушателей; отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения; решить, писать ли текст выступления?

составить план; выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;
- продумать, какие будут вступление, основная часть выступления, заключение; определить переходы от одной части к другой; решить, какие приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.

IV. Меморио – запоминание

II. Диспозиция – расположение

V. Акцио – произношение

установить и поддерживать контакты с аудиторией; знать психологию слушателей; обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего; продумать способы борьбы со страхом и волнением; проанализировать удачные и неудачные выступления других ораторов.

I. Инвенция – изобретение

решить выступать с опорой на текст или без записей; запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия; прорепетировать свое выступление.

Этапы подготовки речи

III. Элокуция – выражение

определить, какие изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны; продумать, как будет удерживаться интерес аудитории; продумать приемы привлечения внимания аудитории.

Слайд 9

Классификация речей

Основным риторическим законом является закон соответствия типа речи типу ситуации. Если

Классификация речей Основным риторическим законом является закон соответствия типа речи типу ситуации.
такого соответствия нет, то речь не достигнет своей цели.
В связи с основным риторическим законом существует классификация речей по целеполаганию:

Слайд 10

Писать или не писать речь?

П. Сергеич в книге «Искусство речи на суде»

Писать или не писать речь? П. Сергеич в книге «Искусство речи на
писал: «Мы не будем повторять старого спора: писать или не писать речи. Знайте, читатель, что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке...»

Общепризнанный мастер судебной речи А. Ф. Кони говорил: «Я, никогда не писавший речей предварительно, позволю себе в качестве старого судебного деятеля сказать молодым деятелям: не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу».

Правда, эти слова адресованы судебным ораторам, а вот начинающим он дает другой совет: «Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи».

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, огово­рок, заминок, делает его речь более уверенной и т. п.

Слайд 11

Выступление с опорой на текст

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на

Выступление с опорой на текст Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой
текст. Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.
Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. п.

Выступление без записей. Возможно ли это?

С самого начала надо опираться на полный текст, писать все, что собираетесь сказать. Когда оратор привыкнет к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить к подробному конспекту. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно; по этим «нотам» можно разыгрывать любые словесные вариации.
В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:
1. Первую фразу или даже 2-3 фразы;
2. Концовку (2-3 фразы);
3. Наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;
4. Цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. п.
Постепенно от конспекта можно перейти к плану. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания.

Слайд 12

4. Композиция выступления

Композиция выступления

Вступление

Заключение

Основная часть

Вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием; установить

4. Композиция выступления Композиция выступления Вступление Заключение Основная часть Вызвать интерес слушателей
с ними психологический контакт; подготовить слушателей к восприятию содержания главной части речи.

Изложение и обоснование позиции. Убедить аудиторию, соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

Напомнить основной тезис, дать понять, что мысль доказана, усилить впечатление.

Слайд 13

Поставить проблему

Завязка мысли

Изложение

Показать актуальность темы, выявить противоречия, объяснить тезис, назвать предмет, цель,

Поставить проблему Завязка мысли Изложение Показать актуальность темы, выявить противоречия, объяснить тезис,
задачи

Прием сопереживание, парадоксальная ситуация, контрастная ситуация, постановка вопросов

Обращение к интересам, потребностям людей, краткое описание, ссылки на источники, документы

Подготовить аудиторию к восприятию

Зачин

Завладеть вниманием, побудить интерес, вызвать доверие

Обращение к аудитории, приветствие, интересные факты, информация значимая для аудитории

Элементы

Назначение

Целевые действия

Приемы и средства

ВСТУПЛЕНИЕ

Довести план до аудитории

Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателя

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Довести сущность до понимания

Закрепить мысль

Дать установку на деятельность

2 вопрос

3 вопрос

Убедить аудиторию, соответствующим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Довести сущность до понимания Закрепить мысль Дать установку на деятельность 2
образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении

Напомнить основной тезис, дать понять, что мысль доказана, усилить впечатление

Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, афоризм, крылатая фраза

Продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию, использовать принцип усиления

Представить предмет

1 вопрос

Логическая последовательность и стройность изложения материала

Индуктивный метод, дедуктивный метод, метод аналогии, концентрический метод, ступенчатый метод, исторический метод

Элементы

Назначение

Целевые действия

Приемы и средства

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 15

Риторические или неожиданные вопросы

Создание проблемной ситуации

Сведения о практическом значении информации

Паузы

Приёмы

Короткие рассказы

Как привлечь

Риторические или неожиданные вопросы Создание проблемной ситуации Сведения о практическом значении информации
и удержать внимание слушателей?

Юмор

Прямое требование внимания от слушателей

Средства языковой выразительности (пословицы, поговорки, яркие образы)

Неожиданное прерывание мысли

Жесты и движения

Имя файла: КРПР-Л2-(1).pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0