Подготовка к написанию итогового сочинения

Содержание

Слайд 2

Выступающие:

доктор филологических наук, профессор кафедры филологии БФ БашГУ
Абдуллина Амина Шакирьяновна
кандидат филологических наук,

Выступающие: доктор филологических наук, профессор кафедры филологии БФ БашГУ Абдуллина Амина Шакирьяновна
доцент кафедры филологии БФ БашГУ
Бурцева Елена Анатольевна

Слайд 3

План работы конференции:
Открытый научно-методический практикум: вуз-школа.

План работы конференции: Открытый научно-методический практикум: вуз-школа.

Слайд 4

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений»

Слайд 5

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном
году ВНИМАНИЕ!

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал

Слайд 6

Время и правила проведения :

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря
Дополнительные

Время и правила проведения : Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду
сроки: в первую среду февраля и первую рабочую среду мая
Время проведения итогового сочинения
3 часа 55 минут.
Учащийся может использовать орфографический словарь.

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ

Объем.
Самостоятельность рассуждений.

ТРЕБОВАНИЯ Объем. Самостоятельность рассуждений.

Слайд 8

ТРЕБОВАНИЯ:

Объем: от 350 слов (не менее 250).
Самостоятельность рассуждений: не допускается воспроизведение по

ТРЕБОВАНИЯ: Объем: от 350 слов (не менее 250). Самостоятельность рассуждений: не допускается
памяти чужого текста; допускается прямое или косвенное цитирование с указанием источника.

Слайд 9

КРИТЕРИИ:

Соответствие теме.
Аргументация. Привлечение литературного материала.
Композиция и логика рассуждения.
Качество письменной речи.
Грамотность.

КРИТЕРИИ: Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала. Композиция и логика рассуждения. Качество письменной речи. Грамотность.

Слайд 10

КРИТЕРИИ:

Соответствие теме:
нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее

КРИТЕРИИ: Соответствие теме: нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный
раскрытия. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки.

Слайд 11

КРИТЕРИИ:

2. Аргументация. Привлечение литературного материала:
В соответствии с данным критерием участник сочинения

КРИТЕРИИ: 2. Аргументация. Привлечение литературного материала: В соответствии с данным критерием участник
подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено.
Необходимо учитывать, что участники итогового сочинения могут ориентироваться на требования не только школьных критериев, но и вузовских, которые могут существенно отличаться от школьных критериев. Например, вуз может требовать привлечения нескольких литературных аргументов или опоры не только на литературный аргумент, но и на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в итоговом сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (их нужно рассматривать как органическую часть сочинения).

Слайд 12

КРИТЕРИИ:

3. Композиция и логика рассуждения:
данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать

КРИТЕРИИ: 3. Композиция и логика рассуждения: данный критерий нацеливает на проверку умения
рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 13

КРИТЕРИИ:

4. Качество письменной речи:
данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

КРИТЕРИИ: 4. Качество письменной речи: данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Во всех остальных случаях выставляется «зачет»

Слайд 14

КРИТЕРИИ:

5. Грамотность:
Если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок, то

КРИТЕРИИ: 5. Грамотность: Если на 100 слов приходится в сумме более пяти
на 20 слов – одна ошибка. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20. Полученное число округляется. Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник итогового сочинения (изложения) может получить «зачет» по Критерию № 5 при 19 ошибках. При 20 ошибках выставляется «незачет».
Т.Е. «незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Слайд 15

ПРОВЕРКА (критерии):

К1.Соответствие теме. (2 балла)
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала. (2 балла)
К3. Композиция.

ПРОВЕРКА (критерии): К1.Соответствие теме. (2 балла) К2. Аргументация. Привлечение литературного материала. (2
(2 балла)
К4. Качество речи. (2 балла)
К5. Оригинальность сочинения. (1 балл)
К6. Речевые нормы. (2 балла)
К7. Орфографические нормы. (3 балла)
К8. Пунктуационные нормы. (3 балла)
К9. Грамматические нормы (2 балла)
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале ( 1 балл)

Слайд 16

Проверка:

При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части

Проверка: При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные
речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – 1 слово, «всё же» – 2 слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – 1 слово, «Александр Сергеевич Пушкин» - 3 слова). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – 1 слово, «пять лет» – 2 слова).

Слайд 17

На какой источник можно ссылаться?

На любой литературный источник
(ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА):

На какой источник можно ссылаться? На любой литературный источник (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И МИРОВАЯ

художественное произведение,
дневники,
мемуары,
документалистика,
публицистика,
научная,
научно-популярная литература (философия, психология, литературоведение, искусствоведение)
устное народное творчество (басни, былины, мифы)
НЕЛЬЗЯ!!! малые жанры: пословицы, поговорки, прибаутки.

Слайд 18

Направления ИС-2020

Забвению не подлежит.
Я и другие.
Время перемен.
Разговор с собой.
Между прошлым

Направления ИС-2020 Забвению не подлежит. Я и другие. Время перемен. Разговор с
и будущим: портрет моего поколения.

Слайд 19

Разговор с собой: комментарий ФИПИ

Названное направление побуждает к размышлению о том, что

Разговор с собой: комментарий ФИПИ Названное направление побуждает к размышлению о том,
значит «быть самим собой».
Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни.
Темы этого направления нацеливают на 1) самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Темы позволяют 2) задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, 3) о ценности и уникальности своего внутреннего мира, 4) о необходимости самопознания и самосовершенствования.
Раскрывая тему, можно обратиться к 5) художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

Слайд 20

Разговор с собой

Основные моменты:
Вопросы, которые человек задает сам себе.
Внутренний разлад.
Совесть.
Поиск смысла жизни.
Самоанализ

Разговор с собой Основные моменты: Вопросы, которые человек задает сам себе. Внутренний
(…)
В литературе: …
В философии\истории\ науке …

Слайд 21

Разговор с собой

Продвинутый уровень:
Литература
Философия
Религия
Наука
История
Искусство

Средний уровень:
Литература

Разговор с собой Продвинутый уровень: Литература Философия Религия Наука История Искусство Средний уровень: Литература

Слайд 22

Разговор с собой: философский аспект

Основные философские вопросы\проблемы:
Что есть жизнь?
Каково место человека в

Разговор с собой: философский аспект Основные философские вопросы\проблемы: Что есть жизнь? Каково
жизни?
Какова цель бытия?, т.е. для чего я живу, в чем смысл моей жизни, каково мое место в этом мире?
Совесть, добро, зло, любовь…

Слайд 23

Разговор с собой: философия

Фридрих Ницше «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра»
«Познай самого себя»

Разговор с собой: философия Фридрих Ницше «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» «Познай
– целая наука»
«Нам необходимо быть честными по отношению к самим себе и хорошо знать самих себя, чтобы уметь высказывать по отношению к другим то человеколюбивое притворство, которое называется любовью и добром»
«Быть честным с собой и друзьями; храбрым – с врагами; великодушным – с побежденным; вежливым – всегда: вот наши четыре … добродетели»
«У человечества нет еще цели…если до сих пор нет у человечества цели, то есть ли оно само?..»

Слайд 24

Разговор с собой: философия

Зигмунд Фрейд «Неудобства культуры»
«…часто люди руководствуются ложными мерилами: домогаются

Разговор с собой: философия Зигмунд Фрейд «Неудобства культуры» «…часто люди руководствуются ложными
успеха, власти, богатства и восторгаются их обладателями, недооценивая при этом подлинные ценности…»
«Вопрос о смысле человеческой жизни ставился несчетное количество раз, и все же он так и не получил удовлетворительного ответа; возможно, таковой вообще недостижим…»
«…только религия знает ответ на вопрос о смысле жизни…»
«…что позволительно признать целью и смыслом жизни людей…?...они стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми…пережить сильное чувство удовольствия…»

Слайд 25

Разговор с собой: философия

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
«Если у

Разговор с собой: философия Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
человека есть великая цель, то она должна проявляться во всем, даже в самом незначительном…»
«Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным в выполнении своего большого долга…»
«…в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей…»

Слайд 26

Разговор с собой: философский аспект

Смысл жизни? Какова цель?
Ницше: если нет цели, то

Разговор с собой: философский аспект Смысл жизни? Какова цель? Ницше: если нет
нет и самого человека, так как его жизнь бессмысленна
Фрейд: цель и смысл жизни – стремление к счастью
Лихачев: цель жизни – добро, счастье людей…

Слайд 27

Разговор с собой: философский аспект

Человек должен осознать смысл своего бытия, иметь цель

Разговор с собой: философский аспект Человек должен осознать смысл своего бытия, иметь
в жизни, иначе его жизнь бессмысленна
Целью человеческой жизни является счастье

Слайд 28

Разговор с собой: религия

Христианство: видит смысл жизни в единении с Богом для

Разговор с собой: религия Христианство: видит смысл жизни в единении с Богом
спасения души в вечной жизни:
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем»
смысл жизни – любовь – вечная жизнь – счастье
Послание к Галатам Святого Апостола Павла
«Плоть же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»
«Не обманывайтесь: что человек посеет, то и пожнет.. Делая добро, да не унываем… доколе есть время, будем делать добро всем…»

Слайд 29

Разговор с собой: религия

Ислам: видит смысл жизни в познании Всевышнего и приближении

Разговор с собой: религия Ислам: видит смысл жизни в познании Всевышнего и
к Нему через совершения добра и воздержания от зла:
«Живи как хочешь, но поистине, ты всё равно умрёшь. Люби всё, что хочешь, но ты всё равно расстанешься с ним. Делай всё, что хочешь, но ты получишь воздаяние за содеянное» (Имам  аль-Газали, «Сущность сочинений о суфизме»).
«Трое последуют за покойным: его родственники, имущество и его дела, а назад вернутся родственники и имущество, и только дела останутся с ним» (Имам ан-Навави, «Сады праведных»).

Слайд 30

Разговор с собой: религия

Буддизм: смысл жизни в прекращение страданий, достижение Нирваны
«Спросите у

Разговор с собой: религия Буддизм: смысл жизни в прекращение страданий, достижение Нирваны
людей, какова цель их жизни, и лишь немногие дадут вам четкий ответ, хотя большинство хотело бы иметь такую цель. Мой ответ на этот вопрос очень прост: цель жизни — быть счастливым...  »
«…наивысшим счастьем является освобождение, избавление от страданий. Это — подлинное, непреходящее счастье. Истинное счастье связано с душой и сердцем…»
(Далай-лама XIV  «Искусство быть счастливым»)

Слайд 31

Разговор с собой: религиозный аспект

Смысл жизни? Какова цель?
Христианство:
СЧАСТЬЕ
Ислам:
СЧАСТЬЕ
Буддизм:
СЧАСТЬЕ

Разговор с собой: религиозный аспект Смысл жизни? Какова цель? Христианство: СЧАСТЬЕ Ислам: СЧАСТЬЕ Буддизм: СЧАСТЬЕ

Слайд 32

Разговор с собой
Философский аспект:
должна быть цель в жизни человека
Религиозный аспект:
цель жизни

Разговор с собой Философский аспект: должна быть цель в жизни человека Религиозный
– достижение счастья

Слайд 33

Разговор с собой: история

Важнейшие исторические события:
Войны
Революции:
социальные, научные (НТП), медицинские, цифровая
Освоение космоса

Разговор с собой: история Важнейшие исторические события: Войны Революции: социальные, научные (НТП), медицинские, цифровая Освоение космоса

Слайд 34

Разговор с собой: история

Войны: битва за ресурсы (рабы, земли, материальные ценности, т.е.

Разговор с собой: история Войны: битва за ресурсы (рабы, земли, материальные ценности,
всегда - материальная выгода)
Эразм Роттердамский, Иммануил Кант, Френсис Фукуяма – их проекты справедливого мироустройства оказались для реальности УТОПИЧЕСКИМИ

Слайд 35

Разговор с собой: история

Революции:
Социальные: новый миропорядок уничтожал старый и как правило был

Разговор с собой: история Революции: Социальные: новый миропорядок уничтожал старый и как
губителен
Научные (НТП): упрощал жизнь людей, превращая нашу цивилизацию в цивилизацию потребителей
Медицинские: увеличивает продолжительность жизни, но отсутствует естественный отбор, что может стать губительным для человечества в целом
Цифровая: новая реальность

Слайд 36

Разговор с собой: история

Освоение Космоса:
реализована мечта человечества;
космическая индустрия намного упростила повседневную жизнь.

Разговор с собой: история Освоение Космоса: реализована мечта человечества; космическая индустрия намного
Благодаря ей, мы имеем цифровые фото- и видеокамеры, систему навигации GPS, спутниковое телевидение, сотовую связь, интернет, удобную одежду, посуду… Все эти блага современной цивилизации получили широкое распространение и являются продуктом космических технологий, которые были созданы в результате развития программ по освоению Космоса.

Слайд 37

Разговор с собой исторический аспект: весь ход истории направлен на создание цивилизации потребителей

ВОЙНЫ
КОСМОС
РЕВОЛЮЦИИ

Разговор с собой исторический аспект: весь ход истории направлен на создание цивилизации потребителей ВОЙНЫ КОСМОС РЕВОЛЮЦИИ

Слайд 38

Разговор с собой
Философский аспект:
должна быть цель в жизни человека
Религиозный аспект:
цель жизни

Разговор с собой Философский аспект: должна быть цель в жизни человека Религиозный
– достижение счастья
Исторический аспект:
материальное благо в приоритете

Слайд 39

Разговор с собой: литература

ФИПИ: Темы этого направления нацеливают на самоанализ,

Разговор с собой: литература ФИПИ: Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление
осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Л.Н. Толстой «Война и мир»: князь Андрей, Пьер Безухов
Л.Н. Толстой «Анна Каренина» Константин Левин
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дневник Печорина
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: Родион Раскольников
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Дневники, мемуары, письма
Лирика: М. Волошин «Дом Поэта», Н. Гумилев «Волшебная скрипка», Колридж «Сказание о старом мореходе»

Слайд 40

Разговор с собой: литература

Л.Н. Толстой «Война и мир»: князь Андрей, Пьер

Разговор с собой: литература Л.Н. Толстой «Война и мир»: князь Андрей, Пьер
Безухов, Наташа Ростова
Князь Андрей: т.3, гл.XXXII «Да, мне открылось новое счастье…» (Божественная любовь – прощение, понимание, сострадание… «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде»)
Пьер Безухов: т.4, гл. XII («Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь не в его силах…» «…прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе»)

Слайд 41

Разговор с собой: литература

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»: Константин Левин
Часть вторая, гл.

Разговор с собой: литература Л.Н. Толстой «Анна Каренина»: Константин Левин Часть вторая,
XII
«…было больно вспоминать об этом…Он не мог успокоиться… Он болезненно чувствовал…воспоминание…заставляло его вздрагивать и краснеть…Эти раны никогда не затягивались…жалкое положение…»

Слайд 42

Разговор с собой: литература

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
«…жизнь не

Разговор с собой: литература Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» «…жизнь
исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае… смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства… ты будешь подготовлен …к самому трудному, самому дерзновенному, самому интересному. Ты будешь готов к тому, чтобы летать ввысь, и поймешь, что такое доброта и любовь»

Слайд 43

Разговор с собой: литература

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин

Разговор с собой: литература М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин
(лишний человек)
Часть вторая (окончание журнала Печорина). Княжна Мери
3-го июня «…А что такое счастье? Насыщенная гордость…Я сделался нравственным калекой…»
Ночь перед дуэлью: «…зачем я жил? для какой цели я родился?»

Слайд 44

РАЗГОВОР С СОБОЙ


Когда человек ведет разговор с собой? Чаще всего тогда, когда

РАЗГОВОР С СОБОЙ Когда человек ведет разговор с собой? Чаще всего тогда,
задумывается над вечными вопросами, ищет ответы на них. Разговор с собой – это поиск своего жизненного пути, размышления над тем, в чем смысл человеческого существования. Каждый из нас рано или поздно оказывается лицом к лицу с необходимостью ответить для себя на эти сложные вопросы, чтобы понять, как жить, для чего жить. Разговор с собой необходим для осознания самого себя в этом мире.
Интересно, а как на эти вечные вопросы отвечали философы, мыслители, писатели? Если у них ответ на вопрос: в чем смысл человеческого существования? Могут ли они помочь в этом важном разговоре с собой?
Но сначала зададимся вопросом: а так ли важно понимать, в чем смысл твоей жизни, есть ли смысл бытия? Ницше считал, что у человечества обязательно должна быть цель, а если ее нет, то «есть ли само человечество?». Если перенести идею философа с человечества на человека, то получается, что если у человека нет цели, «то если сам человек?». Значит, цель делает жизнь осмысленной. Отсюда возникает второй вопрос: в чем может быть цель человеческой жизни? Философия и религия отвечают на этот вопрос однозначно: цель жизни человека состоит в том, чтобы быть счастливыми. Вот только что есть истинное счастье – это уже тот вопрос, ответ на который у каждого свой.
Помочь нам понять, в чем смысл бытия могут и герои произведений русских и зарубежных писателей. Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», Константин Левин – герой толстовского романа «Анна Каренина», лермонтовский Печорин, Родион Раскольников – герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – все они так или иначе задаются вечными вопросами и по-своему отвечают на них. Но ближе всего мне герой повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»…

Слайд 45

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

ФИПИ:
Темы сочинений данного направления

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения ФИПИ: Темы сочинений данного
приглашают к размышлению
о культурных запросах современного человека,
его литературных пристрастиях,
жизненной позиции,
о сходстве и различиях между ним и его предшественниками,
о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.
Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.
О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Слайд 46

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Важно ли сохранять связь между поколениями?
Что

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Важно ли сохранять связь между
представляет собой портрет моего поколения?
Нужно ли читать книги в XXI веке?
Что читает современное поколение?

Слайд 47

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

ПРОШЛОЕ
НАСТОЯЩЕЕ
БУДУЩЕЕ

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ

Слайд 48

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

ФИПИ:
Темы сочинений данного направления

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения ФИПИ: Темы сочинений данного
приглашают к размышлению
о культурных запросах современного человека,
его литературных пристрастиях,
жизненной позиции,
о сходстве и различиях между ним и его предшественниками,
о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.
Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.
О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Слайд 49

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культовые имена:
Виктор Пелевин
Захар Прилепин
Гузель Яхина «Зулейха

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Культовые имена: Виктор Пелевин Захар
открывает глаза»

Слайд 50

Виктор Пелевин родился 2 ноября 1962 г. (57 лет), Москва, СССР

В 1992 году

Виктор Пелевин родился 2 ноября 1962 г. (57 лет), Москва, СССР В
выходит роман «Омон Ра» - Пелевин приобретает писательскую популярность и одновременно исчезает с радаров всех информационных локаторов. Где он сейчас живет? Чем занимается? Никто точно не может ответить на эти вопросы уже более 20 лет. Писатель поддерживает связи с издателями через интернет и телефон, и изредка общается с журналистами, но, естественно, не лично, а удаленно. Именно, поэтому распространилась теория о том, что Пелевин – это просто громкий бренд за которым стоит группа писателей.
НО!!!!..
Официальный сайт творчества
http://pelevin.nov.ru/
Я писатель только в тот момент, когда я что-то пишу, а вся моя остальная жизнь никого не касается.

Слайд 51

Виктор Пелевин: роман «GENERATION «П»

«Но бессознательно слитый с телепередачей Homo Zapiens –

Виктор Пелевин: роман «GENERATION «П» «Но бессознательно слитый с телепередачей Homo Zapiens
это уже не личность, а просто состояние»
«…ответ на вопрос «Что я есть?» может звучать только так: «Я – тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду». Самоидентификация возможна только через составление списка потребляемых продуктов, а трансформация – только через его изменение»
«Был такой американский философ…, который считал, что мир состоит из моральных ценностей…нелинейность пространства и времени заключена в том, что мы и американцы сжигаем одинаковое количество топлива и пролетаем одинаковое количество километров, чтобы добраться до совершенно разных сумм денег. И в этом одна из главных тайн Вселенной…»
«Человек по своей природе прекрасен и велик… Но он этого не знает. А мусор – это и есть его незнание…»
«Милосердие в том, что вместо крематориев у нас телевизоры и супер-маркеты. А истина в том, что функция у них одна»

Слайд 52

Захар Прилепин

Родился 7 июля 1975, село Ильинка, Скопинский район, Рязанская область) — российский

Захар Прилепин Родился 7 июля 1975, село Ильинка, Скопинский район, Рязанская область)
политический деятель, писатель, филолог, публицист.

Слайд 53

Захар Прилепин

Родился 7 июля 1975, (село Ильинка, Скопинский район, Рязанская область) — российский

Захар Прилепин Родился 7 июля 1975, (село Ильинка, Скопинский район, Рязанская область)
политический деятель, писатель, филолог, публицист.
После службы в армии учился в Школе милиции при Нижегородской академии МВД России и служил в ОМОНе. Параллельно со службой учился на филологическом факультете Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (ННГУ), однако учёбу в 1996 году пришлось прервать в связи с отправкой его вместе с личным составом подразделения в Чечню для участия в боевых действиях.
В августе — сентябре 1999 года принимал участие в отражении вторжения боевиков и в вооружённых столкновениях в Дагестане. В том же году окончил учёбу в ННГУ, стал дипломированным филологом и оставил службу в ОМОНе.
Председатель политической партии «ЗА ПРАВДУ».
Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта.
Известен также своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах «ближнего зарубежья».
В ряде разножанровых творческих проектов выступал в качестве продюсера, главного редактора, телеведущего, рок-музыканта, рэп-исполнителя и актёра.
С октября 2016 года — член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.
С декабря 2018 года — заместитель художественного руководителя по литературной части МХАТа им. М. Горького.

Слайд 54

Захар Прилепин

В октябре 2014 года, по данным журнала «Русский репортёр», Прилепин вошёл

Захар Прилепин В октябре 2014 года, по данным журнала «Русский репортёр», Прилепин
в число «100 выдающихся людей года» в России].
В апреле 2015 года занял пятую строчку в списке самых перспективных политиков России.
В том же апреле роман Прилепина «Обитель» (2014) занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года по данным сайта «Pro-Books.ru». По результатам 2015 года роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в библиотеках Москвы.
В 2016 году, по опросу ВЦИОМ, как «Писатель года в России» Захар Прилепин разделил третье место с Борисом Акуниным, Александром Прохановым и Виктором Пелевиным, а по данным компании «Медиалогия», стал самым упоминаемым в СМИ писателем.
По итогам 2017 года как «Писатель года в России» Захар Прилепин разделил первое место с Борисом Акуниным и Дарьей Донцовой и снова стал самым упоминаемым в российских СМИ писателем.
В декабре 2019 года по итогам голосования на Colta.ru Захар Прилепин признан самым влиятельным литератором десятилетия.

Слайд 55

Литературная критика о произведениях и героях З. Прилепина

«…нормальным состоянием для него как

Литературная критика о произведениях и героях З. Прилепина «…нормальным состоянием для него
раз является счастье, здоровье, любовь, всяческая полноценность…»
«Прилепин – добрый писатель, что тоже большая редкость сегодня»
«Персонаж, которого переполняет обычное счастье жить, любить, творчески самоосуществляться, наслаждаться собственным здоровьем, силой и остротой восприятия, - редчайший случай в нашей пасмурной литературе…»
«Книги Прилепина вызывают желание жить – не прозябать, а жить на полную катушку»
«…это трансляция полузабытого чувства яркости и полноты бытия, чистого счастья любви, молодости, здоровья, упоения собственным талантом и неотразимостью…»

Слайд 56

Гузель Яхина 1 июня 1977, Казань

Российская писательница, автор романа «Зулейха открывает глаза»

Гузель Яхина 1 июня 1977, Казань Российская писательница, автор романа «Зулейха открывает
(2015 г.). Лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».
По данным на апрель 2018 года первый роман «Зулейха открывает глаза» был издан на 20 языках.
В декабре 2019 года во второй раз стала лауреатом премии «Большая книга» за роман «Дети мои»

Слайд 57

Спектакль Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури

Дата премьеры:
24, 25 ноября

Спектакль Башкирский академический театр драмы им. Мажита Гафури Дата премьеры: 24, 25
2017 года
Обладатель  
Первой спецпремии Жюри драматического театра и театра кукол «Золотой маски» – «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2019 г.)

Слайд 58

«Зулейха открывает глаза»
«Я хотела донести мысль о том, что даже в очень

«Зулейха открывает глаза» «Я хотела донести мысль о том, что даже в
большом горе может быть спрятано зерно будущего счастья…»
Гузель Яхина

Слайд 59

«Зулейха открывает глаза»

«Роман «Зулейха открывает глаза»…обладает главным качеством настоящей литературы – попадает

«Зулейха открывает глаза» «Роман «Зулейха открывает глаза»…обладает главным качеством настоящей литературы –
прямо в сердце…Роман - …женский. О женской силе и женской слабости, о священном материнстве не на фоне английской детской, а на фоне трудового лагеря, адского заповедника, придуманном одним из величайших злодеев человечества. И для меня остается загадкой, как удалось молодому автору создать такое мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду»
Людмила Улицкая