- Главная
- Русский язык
- Презентация на тему Путешествие в страну лексики
Содержание
- 2. Раздевалки и читалки Слова курилка, раздевалка, читалка действительно существуют в русском языке, но сфера их использования
- 3. Используя подобные «изобразительно – выразительные средства» , М. Розовский создал такую пародию на сюжет сказки про
- 4. «Провинциональные» нравы и «упаднические» вкусы Источником засорения литературного языка является также неоправданное «словотворчество». Прилагательные, употреблённые в
- 5. Следует отметить следующее Подобные сочетания встречаются в текстах довольно часто. Их недостаток в так называемой тавтологии
- 6. ….плюс экономия Языковые средства следует расходовать экономно. Если по мнению А.П.Чехова, «краткость – сестра таланта»,то многословие
- 7. Не бегите сломав голову Часто используются в нашей речи фразеологические обороты – цельные по смыслу, устойчивые
- 8. В речи фразеологические обороты нередко искажаются, причём по – разному. Встречаются у писателей изменение фразеологических оборотов
- 9. Друг мой, не говори красиво «Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво». Эти слова Базарова из
- 10. М.Горький говорил: «Не надо писать “красиво”. Это не к месту. И, вообще, когда так красиво, то
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2Раздевалки и читалки
Слова курилка, раздевалка, читалка действительно существуют в русском языке, но
Раздевалки и читалки
Слова курилка, раздевалка, читалка действительно существуют в русском языке, но
И совсем исключите из вашего лексикона вульгаризмы .
С величайшим огорчением приходиться указать, что язык речевой обогатился такими нелепыми словечками и поговорками, как, например: «мура», «буза», «волынить», «шамать», «дай пять», «на большой палец с присыпкой» и так далее.
Слайд 3Используя подобные «изобразительно – выразительные средства» , М. Розовский создал такую пародию
Используя подобные «изобразительно – выразительные средства» , М. Розовский создал такую пародию
Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной Красной Шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, - сказал Серый Волк. – Это всё не фонтан, пшено и не в жилу». «Отпад, - сказала Красная Шапочка. – Будь здоровчик».
Слайд 4«Провинциональные» нравы и «упаднические» вкусы
Источником засорения литературного языка является также неоправданное «словотворчество».
«Провинциональные» нравы и «упаднические» вкусы
Источником засорения литературного языка является также неоправданное «словотворчество».
Неоправданное словотворчество встречается и у литераторов. М.Горький, рассматривая язык романа одного молодого писателя, утверждал, что такие слова, как «взбрыкнул», «трушились», «встопорщил», «грякнул» и тому подобные «плохо выдуманные слова», - «это - даже не мякина, не солома, а вредный сорняк, и есть опасность, что семена его дадут обильные всходы, засорят наш богатый, сочный, крепкий литературный язык».
Слайд 5Следует отметить следующее
Подобные сочетания встречаются в текстах довольно часто. Их недостаток в
Следует отметить следующее
Подобные сочетания встречаются в текстах довольно часто. Их недостаток в
По этому поводу М.Горький писал: «Надо избегать частого повторения однообразных слов в близком соседстве одного от другого… Частое повторение одного и того же слова, как бы оно ни было приятно лично вам – читателю должно наскучить».
Вместе с тем повторение одних и тех же или однокоренных слов нередко используется писателями как особый стилистический приём для подчёркивания каких – либо деталей в описании, для создания выразительности и т.д. Так, читаем у Л.Н.Толстого: «Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городов, по прекрасной, чисто политой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на канаве, в котором жила Mariette».
Слайд 6….плюс экономия
Языковые средства следует расходовать экономно. Если по мнению А.П.Чехова, «краткость –
….плюс экономия
Языковые средства следует расходовать экономно. Если по мнению А.П.Чехова, «краткость –
Нередко встречаются сочетания слов, настолько близких по выражаемому ими понятию, что некоторые из данных слов становятся совершенно лишними. Например: «впервые знакомиться» ( знакомиться «во второй раз» уже нельзя ; оборот возник , вероятно, под влиянием словосочетания впервые встретиться ). Языковеды называют такое явление излишеством.
М.Горький в советах начинающим писателям неоднократно приводил примеры того, как можно одну и ту же мысль выразить короче, экономнее. Так, прочитав предложение «Не суй своего носа, куда не следует»,он на полях рукописи замечает: «А разве можно совать чужой нос?»
Многословие легко переходит в пустословие. Например: «Для приготовления яичницы нужно иметь по крайней мере одно яйцо»; «Он скончался в среду ; проживи он ещё один день, то умер бы в четверг».
Лишние слова свидетельствуют не только о стилистической небрежности автора. Они указывают также на нечёткость представлений автора о предмете высказывания.
Итак , побольше мыслей , поменьше слов! «Искусство писать - это исскуство сокращать», говорил А.П.Чехов.
Слайд 7Не бегите сломав голову
Часто используются в нашей речи фразеологические обороты – цельные
Не бегите сломав голову
Часто используются в нашей речи фразеологические обороты – цельные
Фразеологические обороты следует воспроизводить в речи точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Нельзя, например, вместо закрепившегося в языке словосочетания сломя голову употребить сочетание «сломав голову».Нет, очевидно, необходимости напоминать что ни один фразеологизм не следует толковать буквально – это образные выражения.
Слайд 8В речи фразеологические обороты нередко искажаются, причём по – разному. Встречаются у
В речи фразеологические обороты нередко искажаются, причём по – разному. Встречаются у
Слайд 9Друг мой, не говори красиво
«Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво». Эти
Друг мой, не говори красиво
«Друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво». Эти
О простоте языка как его достоинстве говорили А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и М.Горький. Желание писать или говорить «красиво» нередко приводит к результатам, прямо противоположным тем, на которые рассчитывает автор: читатель обнаруживает искусственность, нарочитость в словах автора и теряет интерес к содержанию написанного им или сказанного.
Слайд 10М.Горький говорил: «Не надо писать “красиво”. Это не к месту. И, вообще,
М.Горький говорил: «Не надо писать “красиво”. Это не к месту. И, вообще,
Вычурная «красивость», ложный пафос, напыщенность стиля создают впечатление искусственности и натянутости, а то и просто производят комический эффект: «Катерина – чистое, небесное создание, хрупкий цветок, выросший в могильном холоде дома Кабанихи»; «Молодой дояркой овладело неугасимое желание ещё больше увеличить надой молока от своей чёрноокой красавицы Бурёнки».
Оставим эти «неугасимые желания», «заветные мечты» и прочие «красоты стиля писателям – юмористам и сатирикам. Они найдут им применение.