Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы

Содержание

Слайд 2

«Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально»
Дж.

«Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально» Дж. Гилфорд
Гилфорд

Слайд 3

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?

организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:

СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ

умение решать

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение
– это тип развивающего обучения,
в котором сочетается систематическая самостоятельная

Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная
поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Слайд 5

Лауреат премии Правительства РФ
Кандидат психологических наук
Доцент

Автор технологии

Мельникова Елена Леонидовна

Лауреат премии Правительства РФ Кандидат психологических наук Доцент Автор технологии Мельникова Елена Леонидовна

Слайд 7

«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
Ситуация

«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация
с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.
Применение полученных знаний в новой ситуации.
Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.
Задачи
с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);
с заведомыми ошибками;
с ограничением во времени решения.

Приемы создания проблемных ситуаций

Слайд 9

Предъявление противоречивых точек зрения

Предъявление противоречивых точек зрения

Слайд 10

Старушка волновалась о сестре, дочери.
О сестре – существительное, женский род, окончание –

Старушка волновалась о сестре, дочери. О сестре – существительное, женский род, окончание
е.
О дочери – существительное, женский род, окончание – и.
Что вас удивило? Почему у существительных разные окончания?

Пример проблемной ситуации

Слайд 11

Образуйте настоящее и будущее время от данных глаголов:
Встречать - встречаю, …. .
Встретить

Образуйте настоящее и будущее время от данных глаголов: Встречать - встречаю, ….
- …. , встречу
Записать - …. , запишу
Записывать – записываю, …. .
Что вызвало затруднение?
Как это можно объяснить?

Пример проблемной ситуации

Слайд 14

Проблемное обучение на уроках русской литературы
при изучении эпических произведений
1) Проблемный

Проблемное обучение на уроках русской литературы при изучении эпических произведений 1) Проблемный
анализ
Проблемный анализ воспитывает в учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора, а также помогает внимательно вчитываться в текст произведения и способствует не только прочности знаний, но переходу их в убеждения.
2) Приём сравнения
В целях активизации познавательной деятельности весьма эффективно использование приёма сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Если в среднем звене школы на уроках литературы практикую такую форму работы, как дать сравнительную характеристику персонажей одного художественного произведения, то в старшем звене предлагаю выделить сходства и различия героев разных художественных произведений.
3) Уроки-инсценировки
«Всякое знание превращать в деяние», считаю, что эти слова удачны в работе при проведении уроков-инсценировок. Это развивает память и сосредотачивает обращение к старому багажу при получении новых знаний, в проведении литературных игр, литературных салонов, гостиных они могут быть разной степени трудности.

Слайд 15

4) Творческие задания
Средством активизации познавательной активности школьников является и использование

4) Творческие задания Средством активизации познавательной активности школьников является и использование разнообразных
разнообразных творческих заданий. Я стараюсь в практике своей работы прибегать как к традиционным (сочинения на свободную тему, сочинение собственной сказки, загадки, былины и т.д.), так и нетрадиционным творческим заданиям, потому что понимаю: делать из урока в урок одно и то же не очень интересно. Нестандартные творческие задания вовсе не ставят в тупик школьников, наоборот, будят их воображение, активизируют мыслительную деятельность. Интерес у учеников вызывают такие задания: внимательно ознакомиться с главами о помещиках и на основании детального их анализа создать герб каждого из героев, нарисовать портреты помещиков. При такой работе каждый ученик вносит что-то свое, личное, звучит живая речь, мысли ребят, а не пересказ материала учебников.
Проблемное обучение на уроках русской литературы
при изучении лирических произведений
Сопоставление разных стихотворений одного поэта
Сопоставление разных стихотворений одного поэта помогает обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры. Самостоятельное разрешение проблемной ситуации учениками возможно при сравнении стихотворений Есенина, когда мы пытаемся раскрыть общие основы его творчества. Незначительное количество часов, отведенных на изучение лирики Есенина не позволяют ставить вопрос об эволюции поэта. Поэтому проблемный вопрос направлен на осознание общей тональности его лирики: в чем трагедия Есенина и почему она разрешается в лирике не отчаянием, а светлой грустью?

Слайд 16

«Не жалею, не зову, не плачу...» 1. Почему Есенин не оплакивает свою

«Не жалею, не зову, не плачу...» 1. Почему Есенин не оплакивает свою
юность, хотя она ушла, и поэт влюблено пишет о ней? В чем ее волшебство для Есенина? 2. Почему цветенье яблонь Есенин называет дымом, а конь предстает ему розовым? 3. В чем сходны начало и конец стихотворения? Какая новая мысль звучит в финале? 4. В чем похожи и различны строки «Увяданья золотом охваченный» и «Тихо льется с кленов листьев медь»? Какая из них звучит более грустно и горько? 5. Как мотив осени звучит в построении стихотворения? Как соотносятся первые и вторые двустишия второй, третьей и четвертой строф? «Письмо к женщине» 1. Как поэт объясняет неизбежность разрыва с любимой? В чем влияние социальной жизни на личные отношения людей? 2. Почему буря революции была для Есенина «роком событий»? 3. Как изменились мысли и чувства поэта? Почему ему «сказать приятно»: За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ламанша?

Слайд 17

Самостоятельная лабораторная работа
Этот вид деятельности даёт редкую возможность учителю литературы, во-первых,

Самостоятельная лабораторная работа Этот вид деятельности даёт редкую возможность учителю литературы, во-первых,
задействовать весь класс; во-вторых, сэкономить время; и, в-третьих, осуществить одновременно контроль и обучение. Школьник выступает в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста.
Так, например, на уроке литературы в 6 классе по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века», анализируя стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», предлагаю ученикам заполнить таблицу:
Выполненная работа поможет шестиклассникам дать исчерпывающий ответ на вопрос «Какую роль играют изобразительно – выразительные средства в этом стихотворении?», увидеть удивительную картину, нарисованную поэтом.
«Ассоциативный кроссворд»

Слайд 18

1. Формы работы: микроисследования, самоанализ, взаимоанализ.
2. Рубрики: «Исследуем слово», «Неизвестное в известном»,

1. Формы работы: микроисследования, самоанализ, взаимоанализ. 2. Рубрики: «Исследуем слово», «Неизвестное в
«Разгадываем загадку текста», «Не ошибитесь», «Экспериментируем», «Учимся превращать чувства в слова», «Давайте поразмышляем»

Слайд 19

«Чтение с остановками»
Примерные вопросы:
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы

«Чтение с остановками» Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии
почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили?
«Составление кластера»

Слайд 20

Отчего на площади ни души? В каком смысле - ни души?
Есть ли

Отчего на площади ни души? В каком смысле - ни души? Есть
души, то есть Люди, в рассказе Чехова «Хамелеон»?
Есть ли души в чеховском рассказе?
Где же находится эта странная Хамелеония, где все меняют кожу в зависимости от условий? и т.д.

Анализ литературного произведения

Этическая проблема

Слайд 21

1. Кластер «Пейзажная лирика»
2. С какими чувствами ассоциируются разные времена года в

1. Кластер «Пейзажная лирика» 2. С какими чувствами ассоциируются разные времена года
поэзии.
Сравнительный анализ живописного и поэтического произведения.
Рефлексия. Подбор эпиграфа к уроку. (Объясните, почему именно этот эпиграф наиболее подходит к уроку).
Написать стихотворение об осени по предложенным рифмам.

Стихотворения о родной природе (6 класс)

Слайд 22

Два отрывка: экспозиция и эпилог романа - кто был, и кто остался

Два отрывка: экспозиция и эпилог романа - кто был, и кто остался
из главных героев романа
Было: Осталось:
Акбара, Ташчайнар, их выводок, Кок Турсун, Гришан
Гулюмжан, Авдий, Бостон, Базабай,
кок Турсун, Коля, Петруха, Махач, Гришан,
Ленька.
Вопросы:
Почему так случилось?
Что лежит между тем, кто был и кто остался?
Куда подевались люди, звери?
Как теперь жить? Кто виноват?

Исследуем роман Ч. Айтматова «Плаха»

Слайд 23

1. Группы учащихся создают свои варианты судьбы героев, отличных от горьковского.
2. К

1. Группы учащихся создают свои варианты судьбы героев, отличных от горьковского. 2.
каким современным сложным ситуациям подошли бы их варианты выживания (на основе цитат).
«Правда» какого персонажа окажется более действенной, способной исправить ситуацию?
Какое место сегодня занимает спор о правде, понимание правды и отношение к правде?

Пьеса «На дне»

Слайд 24

1. Вопрос-ответ.
2. Поиск «лишнего» варианта.
3. Определение общего для нескольких языковых явлений.
4. Установление

1. Вопрос-ответ. 2. Поиск «лишнего» варианта. 3. Определение общего для нескольких языковых
правильной последовательности действий.
Например:
Упорядочить героев произведения в порядке их появления
Установить правильную последовательность литературных течений
Расположить писателей в хронологическом порядке
Расположить значения слова в соответствии со словарной статьей.

Тесты-задания

Слайд 25

Суббота

Проверь себя

П = Б

И = А

Суббота Проверь себя П = Б И = А

Слайд 26

Хоккей

Проверь себя

Р = К

Л = К

Хоккей Проверь себя Р = К Л = К

Слайд 27

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Меня удивило…
захотелось…

Рефлексия

Имя файла: Проблемно-диалогическое-обучение-на-уроках-русского-языка-и-литературы.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0