Слайд 3
Цель работы: расширить сведения о знаках препинания, провести наблюдения за их функционированием
в языке и художественном тексте.
Задачи исследования: - рассмотреть становление и развитие системы пунктуационных знаков препинания в истории русского языка;
- определить функциональную значимость знаков препинания;
- показать вариативный характер русской пунктуации;
- оценить характер нормы использования в авторских текстах запятой, многоточия и тире.
Слайд 4ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ –
ЭТО КАК НОТНЫЕ ЗНАКИ.
ОНИ ТВЕРДО ДЕРЖАТ ТЕКСТ
И НЕ ДАЮТ
ЕМУ РАССЫПАТЬСЯ.
К.Г. Паустовский.
!
,
;
?
.
.
.
.
.
.
?
!
,
;
.
.
.
;
,
Слайд 7Большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки
встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным». “Грамматика словенская”
Мелентия Смотрицкого
Слайд 8“Тире” восходит к французскому
“черточка”.Как только не называли
этот знак: черная полоса
чернил,
“молчанка”, длинная черта,
горизонтальная черта,
знак пресечения. Этот знак
впервые стал применять
Н.М. Карамзин, русский писатель
и историк.
Слайд 9Знаки препинания имеют двоякое назначение:
способствуют ясности в изложении мыслей,
отделяя одно
предложение от другого
или одну часть его от другой, и
2) выражают ощущения лица говорящего
и его отношение к слушающему.
Кроме того, при помощи членения
и графической организации
письменного текста можно
«передать читающему смысл написанного таким,
каким он воспроизводится пишущим»
Слайд 11 К. Г. Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как однажды знакомый
писатель принес в редакцию газеты «Моряк» рассказ. Это произведение было интересно по теме, но совершенно нечитаемо. И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не вписав ни одного слова..
На следующий день Паустовский прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная литая проза. Все в нем стало выпуклым и ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
- Это чудо! - сказал писатель корректору. - Как вы это сделали?
-Да просто расставил правильно все знаки препинания. Особенно тщательно расставил точки и абзацы. Это великая вещь, мой милый. Еще Пушкин говорил: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
Рассказ был напечатан. На следующий день в редакцию ворвался его автор. Он был без кепки, глаза его горели непонятным огнем. Писатель требовал того, кто прикасался к его творению. Редактор сознался, что он на правах корректора расставил знаки препинания.
И тогда писатель обнял его и произнес:
- Спасибо. Вы дали мне чудесный урок. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
Слайд 12Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку несут на
себе огромную смысловую нагрузку. М.В. Ломоносов сказал, что о запятой "можно написать великую книгу". Справедливо будет сказано, что написать такую книгу можно о любом знаке препинания - так интересна история каждого пунктуационного символа.
Слайд 13 Тире как пунктуационный знак одними из первых употребили Павел Фонвизин, брат
Дениса Ивановича Фонвизина, Николай Михайлович Карамзин и Гавриил Романович Державин.
В синтаксической сказке Ивана Штефмана "Запятая" (1904) о тире сказано следующее: "Воспитанное и скромное", оно "скорей смолчит, нежели что-либо возразит". "Гордое", "образованное" Тире появлялось лишь при важнейших случаях».
Слайд 14Тире
Тире в наши дни - очень популярный, энергичный и экспрессивный знак
препинания.
Знаком "неожиданности" — смысловой, интонационной, композиционной — удачно окрестила тире Н.С. Валгина.
Так, в прозе Бориса Пильняка эффект "неожиданности" усиливается употреблением последовательности из двух и более тире в позиции одного пунктуационного знака: «В голове окончательно спутаны мозги, бред, ерунда, а желудок, кишечник, — желудок лезет в горло, в рот — — — — и тогда все равно, безразлично, нету качки, — единственная реальность — море, бред, ерунда — —» (Борис Пильняк. «Заволочье»).
Слайд 15Многоточие
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…», - так сказал
о нём
Владимир Набоков.
Слайд 16Заключение
Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем
можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда, даже и вместо слов.