Слайд 3Текст −
(от лат. textus — ткань, сочетание слов) — речевое произведение, компоненты
которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически.
Слайд 42. Что необходимо сделать, чтобы правильно понять содержание текста?
Слайд 5Чтобы понять содержание текста, надо определить
его тему (то, о чём говорится);
основную мысль,
или идею (то, ради чего говорится);
стиль речи, присущий этому тексту;
жанр, в котором он написан;
тип речи.
Слайд 6Задание ЕГЭ
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором
текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Слайд 7Композиция сочинения
Проблема
Комментарии к проблеме (2 примера-иллюстрации, пояснение значения примера, указание связи между
примерами, анализ связи)
Позиция автора
Отношение к позиции автора
Обоснование отношения к позиции автора
Вывод
Слайд 8(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор
заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу. (4) Отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (5) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (6) Но я говорю: смотрите с выбором. (7) Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (8) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (9) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (10) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (11) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным для вас? (По Д.С.Лихачёву.)
Слайд 9Общая характеристика текста
Тема:
Книги и телевидение
Идея:
Стиль:
публицистический
Жанр:
эссе (фрагмент)
Тип речи:
рассуждение
Способ изложения:
личный, эмоциональный, с
привлечением изобразительно-выразительных средств языка
Слайд 10Способы формулирования проблемы
Вопросительное предложение
Конструкция «проблема чего»
От позиции автора к проблеме
Выявите основную мысль
текста
Запишите её в виде законченного предложения
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Слайд 11 1. В современном мире мы часто чтению книг предпочитаем просмотр телевизионных программ.
Это не могло оставить равнодушным академика Д. С. Лихачёва. В тексте поставлена проблема значимости чтения, несмотря на появление новых развлечений.
2. В тексте Д. С. Лихачев задает вопрос: почему чтение книг не должно утратить своего значения, несмотря на появление других возможностей проведения досуга? Эта проблема в наше время стоит очень остро, следовательно, требует решения.
Слайд 12Авторская позиция
Автор считает, что…
Позиция автора такова:…
Авторскую позицию определить достаточно просто. По его
мнению, …
Точка зрения автора вполне ясна:…
Мнение автора однозначно:…
На поставленный вопрос автор отвечает так:…
Слайд 13Авторская позиция
Автор считает, что есть много книг, «без которых нельзя жить, которые
важнее и интереснее, чем многие передачи», ведь в книгах заключено нечто существенное не только для культуры в целом, но и, возможно, для каждого человека. А значит, нужно читать, читать как можно больше.
Слайд 14 (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как
плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10) Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности. (По И. Гонцову)