Культура России XVI века

Содержание

Слайд 2

План лекции

План лекции

Слайд 3

Факторы, влиявшие на формирование культуры

На рубеже XV- XVI вв. почти одновременно

Факторы, влиявшие на формирование культуры На рубеже XV- XVI вв. почти одновременно
с Англией, Францией, Испанией образованием единого государства завершился процесс объединения русских земель.
В отличие от мононациональных государств Западной Европы Российское государство изначально формировалось как многонациональное;
Процесс объединения на Руси опирался в основном на военную мощь московских князей.

Слайд 4

Недостаток экономической объединяющей силы, как на Западе – зарождающаяся буржуазия процветающих городов,

Недостаток экономической объединяющей силы, как на Западе – зарождающаяся буржуазия процветающих городов,
в России с лихвой восполнило государство.

Слайд 5

Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую социально-

Все это породило не только специфическую форму самодержавия, но и особую социально-
психологическую атмосферу , присущую России XVI и последующих столетий.
Формирующаяся общерусская культура была подчинена задачам служения «государеву делу».
Заботой о Российском государстве проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено зодчество, живопись XVI в.

Слайд 6

После двух с половиной веков изоляции культура молодого Российского государства вошла в

После двух с половиной веков изоляции культура молодого Российского государства вошла в
соприкосновение с ренессансной культурой Запада, что стало важным условием преодоления известной культурной отсталости России.

Слайд 7

Фольклор

Осовремененный былинный эпос киевского периода
Исторические песни
Народные баллады

Главная тема устного народного творчества –

Фольклор Осовремененный былинный эпос киевского периода Исторические песни Народные баллады Главная тема
борьба за независимость.
В связи с этим осовременивался героический былинный эпос киевского периода.
Этой же теме посвящены исторические песни, ставшие в XVI в. наиболее распространенным жанром фольклора.
Песни откликались на важнейшие события и исторические явления, оставившие глубокий след в народном сознании.

Слайд 8

Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен

Например, политика и личная жизнь Ивана Грозного породили целые циклы исторических песен
(«Поход на Казань», «Казаки идут к Казани», «Взятие Казани», «Иван Грозный молится по сыну», «Смерть Ивана Грозного» и др.)
Параллельно и в тесной связи с исторической песней развивался более молодой жанр – народная баллада ( повествовательная песня драматического характера).
Сюжеты некоторых баллад имеют весьма древнее происхождение , в них проступают черты славянского язычества («Княгиня и змей», «Беглый княжич»).
Большинство лишено архаики и обращено к современности («Гнев Ивана Грозного на сына», «Оборона Пскова» и др.)

Слайд 9

Просвещение и накопление научных знаний

1563 –открыта первая типография на средства казны
Страницы первой

Просвещение и накопление научных знаний 1563 –открыта первая типография на средства казны
(1564) печатной книги в России «Апостол» -создатели: Иван Федоров, Петр Мстиславец

Интенсивное экономическое развитие в конце XV – XVI вв., рост государственного аппарата, обеспокоенность церкви нарастанием рационалистических и еретических идей в обществе, особенно в крупных городах, требовали повышения грамотности населения.
Недаром в решениях Стоглавого церковного собора 1551 г. Говорилось: «…по всем градам … учинить в домех училища, чтобы все православные христиане передавали священникам и дьяконам своих детей на учение книжной грамоте». Однако, школ по прежнему не хватало.

Слайд 10

Как и столетия назад, основным видом учебного заведения оставались частные школы

Как и столетия назад, основным видом учебного заведения оставались частные школы грамоты,
грамоты, открывавшиеся в городских и сельских приходах, при монастырях, учителями чаще всего выступали лица духовного звания.
Обучение сводилось к усвоению элементарной грамоты.
В школах более высокого типа изучали арифметику, грамматику, Закон Божий и другие предметы.
Специальных учебных пособий не существовало, обучение велось с помощью рукописных «Псалтыри» (одна из книг Библии), «Часослова» (православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения , в том числе служб, называемых «часами»).
В конце XV- XVI в. В связи с ростом производства и общим культурным подъемом происходило дальнейшее накопление знаний в различных отраслях науки и техники, но знание носило прикладной характер.

Слайд 11

Учебные пособия по арифметике и геометрии для писцов, занимавшихся измерениями земельных

Учебные пособия по арифметике и геометрии для писцов, занимавшихся измерениями земельных площадей,
площадей, свидетельствуют о развитии математики. Наиболее древним, из дошедших до нас, русских учебников геометрии является руководство писцам 1556 г.
Математические расчеты, связанные с измерением земель различной конфигурации, содержится в известном сочинении «Благохотящим царем правительница и землемерие» священника Ермолая –Еразма.
Далеко вперед шагнули географические знания, особенно в третьей четверти столетия. Получила развитие русская картография.
Значительных успехов достигло историческое знание. Укреплявшаяся государственность нуждалась в исторической литературе, которая могла способствовать ликвидации пережитков удельной старины, укреплению самодержавия, упрочению его союза с церковью («Четьи -Минеи», «Лицевой (т.е. иллюстрированный) Никоновский общерусский летописный свод», «Степенная книга»). Подобная литература тесно соприкасалась с публицистикой.

Слайд 12

Общественно – политическая мысль и литература

Конец XV в. стал переломным в истории

Общественно – политическая мысль и литература Конец XV в. стал переломным в
общественной мысли и публицистики: в это время было положено начало тем спорам об обрядах и букве, которые в XVII столетии приведут к Расколу; появились признаки религиозного свободомыслия, попытки рационалистической критики основных догматов православия;
важнейшим вопросом общественно – политической мысли сделался вопрос о месте церкви в государстве.
Одним из самых ярких проявлений умственной жизни средневековья в Европе являлись ереси.

Коронация
Ивана Грозного

Слайд 13

В России идеи еретиков конца XV в. нашли свое продолжение в

В России идеи еретиков конца XV в. нашли свое продолжение в идеях
идеях «нестяжателей» - идео-логов русского исихазма Нила Сорского и Вассиана Патрикеева.
Они высказывались за реформу монастырей для поднятия авторитета, призывали монахов к аскетизму.
Идеи встретили резкое неприятие высших иерархов церкви, чье консолидированное мнение выразил игумен Волоцкого монастыря Иосиф(«иосифляне»)

Слайд 14

Он оправдывал наличие у церкви материальных богатств, изображая их как «убежище для

Он оправдывал наличие у церкви материальных богатств, изображая их как «убежище для
бедных и разоренных крестьян».
Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, согласно которой власть великого князя имеет божественное происхождение, что не только укрепило ее авторитет, но и усилило роль церкви в государстве.
Нестяжатели были осуждены как еретики соборами 1503, 1531 г.

Слайд 15

В 1518 г. В Россию для исправления богослужебных книг был приглашен

В 1518 г. В Россию для исправления богослужебных книг был приглашен грек
грек Михаил Триволис (в монашестве – Максим, прозванный на Руси Греком.
Максим Грек был одним из образованнейших людей своего времени. Российская действительность, а точнее реальная жизнь русской церкви неприятно поразила его вопиющим несоответствием проповедуемым ей идеалам.
И тогда со страниц его собственных произведений зазвучал голос публициста, обличавшего обман, подлог, ростовщичество церковников.
Дух произведений Максима Грека близок главным идеалам проповедника нестяжательства монаха Кирилло –Белозерского монастыря Вассиана Патрикеева.

Максим Грек
(ок. 1475 -1556)

поставление
св.Макария
на митрополичью кафедру

Слайд 16

Однако светская власть уже пошла на союз с иосифлянами, выдвинувшими идею

Однако светская власть уже пошла на союз с иосифлянами, выдвинувшими идею о
о ее божественном происхождении.
В 1531 г. По приказу митрополита Даниила Максим Грек был арестован, обвинен в ереси и в государственной измене и осужден на пожизненное заключение, прерванное только после смерти Василия III в 1533 г.
Неразвитость социально – экономических отношений, отсутствие широкой социальной базы для реформационного движения предопределили поражение еретиков и укрепление позиций церкви.
Это отразилось на развитии русской культуры XVI в., оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований.

Слайд 17

Многообразие общественных идей, выражавших устремление различных слоев в новых социально – политических

Многообразие общественных идей, выражавших устремление различных слоев в новых социально – политических
условиях, отразилось в светской публицистике.
В оформлении теории феодальной монархии принимали участие представители духовенства(теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея, выступившего с тезисом о богоизбранном царстве и обоснованием не только мирового значения Русского государства, но и в еще большей степени исключительного значения РПЦ);
дворяне (челобитные И.С.Пересветова, содержащие программу строительства дворянского государства во главе с самодержцем).

Слайд 18

Представители княжеско – боярской аристократии(переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским

Представители княжеско – боярской аристократии(переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским демонстрирует
демонстрирует диаметрально противоположные взгляды на государственную власть венценосного апологета самодержавия и представителя княжеско – боярской оппозиции, убежденного сторонника сословно – представительной монархии).
Это политические концепции отражали основные тенденции в развитии российской государственности, сложившиеся в XVI в.
К публицистике тематически и идейно примыкает историческая литература, проникнутая идеей самодержавия, усиления его союза с церковью.

Слайд 19

Никоновский
летописный
свод

Так, Никоновская летопись, по замыслу ее составителей(в число редакторов

Никоновский летописный свод Так, Никоновская летопись, по замыслу ее составителей(в число редакторов
входил Иван IV), должна была показать историю Московского царства, как историю мировой державы, а Ивана IV – достойным преемником римских и византийских императоров.
В «Степенной книге» история государственности сплетается с историей РПЦ, а главным делом государственной власти представали защита и укрепление Православия.

Слайд 20

В XVI в. Появился новый жанр литературы – остро-сюжетная повесть («Повесть

В XVI в. Появился новый жанр литературы – остро-сюжетная повесть («Повесть о
о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле», нач. XVI в.)
Даже в этом жанре заметно влияние общественно – политических идей. Кроме занимательности сюжета успеху повести способствовало и то, что ее героем был купеческий сын.
С ростом товарно – денежных отношений торговый люд занимал заметное положение в феодальном обществе; обладая относительно высоким уровнем грамотности, он нуждался в своей литературе и она появилась.

Слайд 21

Зодчество

На рубеже XV -XVI столетия начался новый этап в развитии каменного

Зодчество На рубеже XV -XVI столетия начался новый этап в развитии каменного
зодчества.
С превращением Москвы в столицу независимого единого государства , с формированием представления о ней как об оплоте православия, связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства.
Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер.

Слайд 22

В конце XV и. обветшавшие стены белокаменного кремля Дмитрия Донского заменил на

В конце XV и. обветшавшие стены белокаменного кремля Дмитрия Донского заменил на
(1465 -1495, протяженность 2 км, 18 башен) красный кирпич инженер из Милана Пьетро Антонио Солари.

Слайд 23

Замечательным итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в.
Явился построенный Ф.

Замечательным итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. Явился построенный Ф.
Конем, Смоленский кремль, за изумительную красоту свою названный «ожерельем земли Русской».

Четким квадратом поднялись в 1492 г. Стены Иван-города.
Затем появились мощные башни на стенах Новгородского и Псковского кремлей.
В 1508- 1511 гг. с участием Петра Фрязина был построен каменный кремль Нижнего Новгорода.
В 1514 -1521 гг. построили кремль в Туле, в 1525 -1531 гг. – в Коломне.

Слайд 24

В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное

В первой половине XVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное
строительство элементов шатрового храма (столпообразного сооружения с невиданной ранее каменной архитектуре конструкцией верха в виде шатра)

Один из лучших шатровых храмов - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 -1532 гг),построенная по приказу Василия III в честь рождения наследника престола, будущего Ивана IV.
Это поистине русская, народная во всех формах постройка, недаром церковь в XVIIв. пыталась воспрепятствовать распространению шатрового стиля как противоречащего древним канонам.

Слайд 25

Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение

Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение
центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (сер. XVI в.) также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.

Церковь зачатия Анны в Москве (сер. XVI в.) так же свидетельствует о воздействии деревянного зодчества.

Слайд 26

Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 -1561гг. в память о

Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 -1561гг. в память о
взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова «что на рву».
Архитектурный ансамбль церкви состоит из 9 столпообразных храмов различной высоты, в которых отразились казанские события.
Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича стен с белым резным декоративным камнем, с которым гармонировали сверкающие главы, крытые «белым железом»,и цветные майоликовые украшения центрального шатра.
Нарядные луковичные главы соборов появились в конце XVI в., а цветистая роспись – в XVII-XVIII вв.

Слайд 27

Опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение в конце

Опыт великолепных построек середины XVI в. оказывал воздействие на сооружение в конце
XVIв.
Зданий с разнообразием форм и объемов, сочетанием шатров, башен, куполов.
Очень пышным и декоративным был возведенный в конце столетия храм в селе Вязёмы.

Слайд 28

Живопись

В начале XVI в. В древнерусской живописи ведущую роль играло «рублевское» направление.

Живопись В начале XVI в. В древнерусской живописи ведущую роль играло «рублевское»

Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета , к легендарно-историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т.п.).
Крупнейшим художником рублевского направления на рубеже веков был Дионисий (30-40 –е гг. XV в. – около 1508 г.).
В отличие от Андрея Рублева он был мирянином, видимо, знатного происхождения.
Два его сына Владимир и Феодосий – тоже были художниками и работали вместе с отцом.

Слайд 29

Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря

Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря
(1502).
Они дошли до нас в первозданном виде почти полностью.
Основной темой росписи Рождественского собора стал «Акафист» - цикл торжественных песнопений в честь Богоматери.

Слайд 30

Черты стиля художника – идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании

Черты стиля художника – идеально прекрасные пропорции, мягкий скругленный силуэт в сочетании
со светлым, но звучным колоритом, наконец, предельная слитность с архитектурой.
Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.

Слайд 31

Традиционная книжная миниатюра претерпела значительные изменения в связи с заменой пергамента

Традиционная книжная миниатюра претерпела значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой
бумагой и введением книгопечатания.
В частности появилась гравюра на дереве – ксилография.
К числу лучших гравюр XVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге Ивана Федорова «Апостол» (1564).

Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.

Слайд 32

Пение и музыка

XVI столетие -особый этап в развитии церковной музыки. Впервые появляется

Пение и музыка XVI столетие -особый этап в развитии церковной музыки. Впервые
авторское творчество.
Это время связано с созданием нового вида большого знаменного распева(более украшенного, исполняемого с большим дыханием).
В числе создателей первых авторских произведений прежде всего следует назвать новгородских распевщиков Савву и Василия (в иночестве - Варлаам)

Слайд 33

Сам царь Иван Грозный не был чужд сочинительства, известны его песнопения в

Сам царь Иван Грозный не был чужд сочинительства, известны его песнопения в
честь московских святынь – икон «Владимирская Богоматерь», и «Митрополит Петр».
Одна из главных особенностей музыки – ее многораспевность (один текст распевался множеством различных распевов: путевой, деместовый (особенно пышный), большой знаменный).
В Москве появились два хора: Патриарших певчих дьяков и Государевых певчих дьяков.
Имя файла: Культура-России-XVI-века.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0