Презентация на тему Русский народный костюм

Содержание

Цели занятия. • Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями. • Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре. • Развивать эстетический и художественный
Презентации » Технология » Презентация на тему Русский народный костюм

Слайды презентации

Слайд 1
Русский народный костюм. Учитель технологии МОУ «СОШ №14» Г. Воскресенска Карасева Елена Анатольевна

Слайд 2
Цели занятия. • Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его

культурой и традициями. • Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре. • Развивать эстетический и художественный вкус. • Прививать интерес к русскому народному творчеству.

культурой и традициями.
•
Формировать представления о 
декоративно-прикладном искусстве 
русского народа, духовной культуре.
•
Развивать эстетический и 
художественный вкус.
•
Прививать интерес к русскому народному 
творчеству.

Слайд 3
Одежда на Руси. Одежда на Руси была свободной, длинной

и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

и необычайно 
красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной 
ткани.

Слайд 4
Праздничная и будничная одежда. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление,

где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

где 
важную роль играла 
вышивка и кружевная 
отделка. Поэтому по 
обычаю девочку с 
малых лет начинали 
обучать этим 
непростым, но 
увлекательным видам 
творчества.

Слайд 5
Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Слайд 6
Праздничная одежда, север России

Слайд 7
Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний

Слайд 8
Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии

Слайд 9
В народе русский костюм описывают так: Заговор-заклятье. Пойду ль я во чисто поле

– Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чистом поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами – От всякого злого недуга.

– 
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми 
зорями,
Обтычуся частыми 
звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.

Слайд 10
Украшения костюма Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый

элемент орнамента имел свое значение и смысл: • Слава божеству! Праздник. • Просьба плодородия. • Благодарность богу за содеянное.


элемент орнамента 
имел свое значение 
и смысл:
•
Слава божеству! 
Праздник.
•
Просьба 
плодородия.
•
Благодарность богу 
за содеянное.

Слайд 11
Вышивка Вышивка – один из распространенных видов народного творчества.

Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.


Искусство создания 
на тканях узоров с 
помощью иглы и 
нитей, известно с 
давних времен.

Слайд 12
Вышивка Вышивка не только делала костюм красивее и богаче,

но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.


но и должна была 
приносить человеку 
счастье, оберегать 
его ото всякого зла 
и беды, сближать с 
окружающей 
природой.

Слайд 13
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.

Слайд 14
Женский костюм Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или

занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.


занавеска, 
сарафан, 
понева, 
нагрудник и 
шушпан.

Слайд 15
Женский костюм Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные

уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.


уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой 
невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, 
которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.

Слайд 16
Рубаха Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного

или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

или 
конопляного полотна. 
Украшалась 
вышивкой, 
оберегавшей 
женщину от «сглаза». 
Считалось, чем 
богаче украшена 
рубаха, тем 
счастливее и 
удачливее ее 
владелица.

Слайд 17
Сарафан Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным

кружевом, узорными пуговицами.


кружевом, 
узорными 
пуговицами.

Слайд 18
Епанечка Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой

ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.


ткани.
   Душегрейка. 
Она напоминала 
маленький 
сарафанчик и 
надевалась 
поверх сарафана, 
шили ее из 
дорогих тканей.

Слайд 19
Понёва Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной

или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

или полушерстяной 
ткани, стянутых на талии плетеным узким 
пояском - гашником; ее носили только замужние 
женщины.

Слайд 20
Передник Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма

был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

был 
передник, или занавеска, 
закрывающий женскую 
фигуру спереди.
   Обычно его делали из 
холста и 
орнаментировали 
вышивкой, тканым 
узором. Цветными 
отделочными вставками, 
шелковыми узорными 
лентами.

Слайд 21
Головной убор Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его

украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.


украшали символами 
солнца, звезд, 
дерева,
 птиц. Нити жемчуга 
и височные 
украшения 
символизировали 
дождевые струи. 
Поверх кокошника 
набрасывали фату из 
тонкой узорчатой 
ткани.

Слайд 22
Женские головные уборы

Слайд 23
1. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. "Сорока с

мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в. 1. 2.

мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в. 1. 2.

Слайд 24
1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в.

2. "Сборник"- Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в. 4. "Повязка"-центр России, 18в.

2. "Сборник"-
Вологодская губ., 2 пол.19в. 
3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в.     4. "Повязка"-центр 
России, 18в.

Слайд 25
Женские украшения Девичьи накосникиГайтан

Слайд 26
Свадебный костюм Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал

много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

много 
времени и труда. Все 
элементы костюма 
тщательно 
украшались, 
оберегали от злых сил 
и напастей символами 
и орнаментами, 
утверждающими 
счастье, долголетие, 
здоровое потомство.

Слайд 27
Свадебные головные уборы

Слайд 28
Мужской костюм Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи

из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

из 
домотканого 
холста. Рубахи 
носили навыпуск и 
подпоясывали 
узким поясом или 
цветным шнуром.
  Порты шились 
неширокие, 
суженные к низу, 
до щиколотки, 
завязывались на 
талии шнурком – 
гашником.

Слайд 29
Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний

Слайд 30
Рубаха украшалась вышивкой

Слайд 31
Верхняя мужская одежда. Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого

сукна, зимой – овчинные нагольные шубы. Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.


сукна, зимой – овчинные 
нагольные шубы.
Кафтан, надевали поверх 
зипуна. Для его отделки 
использовались петлицы 
на груди и по боковым 
разрезам, 
металлические, 
деревянные, плетеные из 
шнура и сделанные из 
искусственного жемчуга 
пуговицы.

Слайд 32
Пуговица Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица . На

Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

Руси 
изготовили самые крупные 
пуговицы размером с 
куриное яйцо. Пуговицы 
делали из золота, серебра, 
жемчуга, хрусталя, 
металлические и плетеные 
из канители. каждая пуговица 
имела свое название. Подчас 
пуговицы стоили дороже 
самого платья.

Слайд 33
Русский народный костюм в произведениях известных художников И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки

в кокошнике. И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.

в 
кокошнике. И.А. Аргунов. Портрет 
неизвестной крестьянки в 
кокошнике.

Слайд 34
Русский народный костюм в произведениях известных художников В.Е. Маковский. Крестьянка А.Г.Венецианов. На

пашне.


пашне.

Слайд 35
Спасибо за внимание!

Чтобы скачать презентацию - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок.