Слайд 2Биография игумена Даниила
К сожалению точных данных о биографии игумена Даниила нет. Неизвестно
даже то, с какого монастыря он был игуменом. В свое время М.Карамзин отождествил его епископом Даниилом, поставленным в Юрьеве – Южном в 1115 году и умершим в 1122 году.
Паломником же его назвали благодаря его хождениям в святые места в Царьград. Это путешествие, как и много других в деталях были описаны в сведении Даниила .
Слайд 3Начало пути Даниила
Свое путешествие Даниил начинает и оканчивает в Константинополе, ничего совершенно
не говоря о пути из Руси и на Русь, каковой, очевидно, представлялся ему всем хорошо знакомым и, во всяком случае, не заслуживающим описания.
Даниил плыл по морю из Константинополя до Яффы в Палестине, посещая по пути острова и приморские города, аккуратно отмечая при этом расстояния между ними и их основные достопримечательности – святыни, промыслы, а также общее их состояние.
Слайд 4Паломничество игумена Даниила
Свое паломничество игумен Даниил начал примерно с 1106 года. Главной
целью этого путешествия было посещение Палестины. Ведь это страна, в которой жил и проповедовал Иисус Христос. В этой стране находятся священные места для всех православных людей : Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская и т.д.
Слайд 5Иерусалим
Из Яффы с группой паломников (с ним было и несколько русских) Даниил
по суше двинулся к Иерусалиму. Описал и этот путь, небезопасный из-за нападений мусульман, которым часто подвергались путешественники; сказал о чувствах, охватывающих паломников при виде города священной истории.
Слайд 6В Иерусалиме Даниил поселился в подворье (метохе) палестинского монастыря Св. Саввы, где
прожил шестнадцать месяцев. Там ему встретился хороший знаток этих мест, прославленных ветхозаветной и новозаветной историей. Не щадя «худого своего добыточка» на оплату провожатых, Даниил совершал путешествия по городу, его окрестноcтям и по стране, жадно осматривая и очень старательно описывая памятники и достопримечательности – вид, состояние, устройство, размеры, материал, из которого они сделаны, расстояние и направление движения от одного к другому.
Слайд 7 Духовной пользы ради путешественник обошел все святыни «до Тивириадского моря… и
до Фаворы, и до Назарета, и до Хеврона, и до Иордана» и оставил обстоятельные записки. «Любве ради святых мест сих, исписах все, еже видех очима своима…». Распространенное во множестве списков «Хоженье» Даниила было излюбленным чтением многих людей, которые мечтали «сходить-то ко граду Еросолиму».
Слайд 8Игумену Даниилу удалось трижды побывать на Иордане, в том числе в день
великого водоосвящения. В этот день множество народу приходит на Иордан. Все поют молитвы, а в полночь купаются в реке.
Слайд 9Путешествие Даниила длилось, очевидно, больше двух лет. Этим временем прежде считали 1113—1115
годы, затем его рассчитали как 1106—1108 годы, а теперь полагают вероятным, что путешествие имело место в 1104—1106 годах.
Слайд 10Даниил стремится быть как можно более ясным и точным в описаниях своих
путешествий; чисто литературных задач он не ставит перед собой никаких; ухищрений стиля у него нет. И вместе с тем перед нами прекрасный литературный памятник, проникнутый высоким пафосом радостного узнавания, написанный рукой человека, умеющего быть внимательным и способного описать то, что он видел.
Слайд 12«Хождение Даниила» было очень популярно в Древней Руси. Оно сохранилось в ряде
редакций и во множестве (около 150) списков. Древнейшие из списков восходят, однако же, не κ XII веку, но только ко второй половине XV века.