«Культурные фестивали в Санкт-Петербурге как пример внедрения творческих индустрий»

Содержание

Слайд 2

Высшая школа экономики, Москва, 2011

Культурные фестивали как пример внедрения творческих индустрий

фоо

фот

фото

Цель исследования: Изучение

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Культурные фестивали как пример внедрения творческих индустрий
роли фестивалей культуры в развитии творческих секторов
Задачи исследования:
Анализ существующего научного и административного дискурса относительно взаимодействия в городе на Неве богатого культурного наследия и новых творческих индустрий для определения перспектив развития культуры «северной столицы».
2. Изучение петербургских фестивалей как примера появления и распространения креативных культурных продуктов, созданных при взаимодействии с классическим культурным наследием.
3. Определение перспектив развития Санкт-Петербурга как «креативного города», сочетающего культурный потенциал с экономическим, научным, образовательным и социальным.
4. Изучение взаимодействия в Санкт-Петербурге классического наследия и творческих отраслей в свете проблематики сохранения локального своеобразия региона

Слайд 3

Дефиниции

«Креативные индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало,

Дефиниции «Креативные индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое
навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности»
(Гнедовский М.Б. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. – 2005. - №4(25). С.12) основано на определении, данном Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 г.
В русском варианте предпочтительнее говорить о «креативных» или «творческих секторах», чтобы избежать техницистских аллюзий (М.В. Матецкая)
Фестиваль (франц. festival – празднество, от лат. festivus – весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные фестивали (Великобритания, начало XVIII в.); в ХХ в. получили распространение международные фестивали
(Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978 )
«Кластеры (от англ, cluster, буквально - пучок, рой, скопление), объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами»
(ru.wikipedia.org›wiki/Кластер)

Слайд 4

Социальный контекст возникновения творческих секторов

Новая тенденция постиндустриальной экономики – социальная и культурная

Социальный контекст возникновения творческих секторов Новая тенденция постиндустриальной экономики – социальная и
составляющая бизнеса
Концепции социального государства, гражданского общества настоятельно требуют целостного рассмотрения культурных феноменов в социальном, экономическом и иных контекстах
Пример – новое явление «социального предпринимательства» (фирмы, деятельность которых ориентирована на социально незащищенные группы населения) Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»
Творческие сектора экономики

Слайд 5

Методика исследования

Фокус исследования
«Фестивали культур» или «культурные фестивали» 158 фестивалей и конкурсов
(Программа

Методика исследования Фокус исследования «Фестивали культур» или «культурные фестивали» 158 фестивалей и
культурных мероприятий на 2012 год» http://www.gov.spb.ru/culture/2006)
275 фестивалей в год (данные Института культурных программ)
Методология
Метод «включенного наблюдения»
Участие в 2011 гг. в анкетировании зрителей фестиваля «Императорский букет» в ГМЗ «Павловск»
В перспективе интервьюирование руководителей и участников фестивалей

Не вошли спортивные мероприятия, Фестиваль мороженого, Фестиваль пива и пр. мероприятия преимущественно коммерческой направленности

Слайд 6

Санкт-Петербург – «город музеев» и «город-музей»

Коллизия между сохранением культурного наследия и внедрением

Санкт-Петербург – «город музеев» и «город-музей» Коллизия между сохранением культурного наследия и
новых культурных стратегий и продуктов.
«Северная столица» еще не вышла из «подросткового возраста».
Дебаты о путях развития города. Один полюс – консервация старого, другой – внедрение нового.
Истина, видимо, в нахождении путей взаимодействия и взаимовлияния культурного наследия и творческих нововведений

Слайд 7

Научный и административный дискурс о взаимодействии в Петербурге культурного наследия и творческих

Научный и административный дискурс о взаимодействии в Петербурге культурного наследия и творческих
индустрий

«Стратегический план Санкт-Петербурга» (1997): идея продвигать «бренд» Петербурга именно как «культурной столицы» России
(задача 2.3.2: «Усилить значимость Санкт-Петербурга как культурной столицы, места проведения общественных акций мирового значения»)
«Петербургская стратегия сохранения культурного наследия» (2005) направлена, прежде всего, на охрану (изучение, реставрацию и консервацию) объектов культуры:
частные и общественные проекты должны быть направлены на «активное вовлечение в эту деятельность представителей бизнеса, интеллигенции, молодежи и ветеранов».
Оба документа констатируют необходимость развития и популяризации
культурного наследия Санкт-Петербурга,
но не предлагают внедрять творческие кластеры
как один из механизмов взаимодействия культурного наследия
и творческих индустрий
Концепция «культуриндустрии»
«Диалектика Просвещения. Философские фрагменты»
М. Хоркхаймер и Т.В. Адорно (1947)

Слайд 8

Общий абрис фестивального движения

Множество фестивалей посвящены классической, джазовой и популярной музыке, классическому

Общий абрис фестивального движения Множество фестивалей посвящены классической, джазовой и популярной музыке,
и современному танцу, а также русской литературе, флористике, музеям, театральной деятельности, этнической культуре (русской, японской, шотландской и иным), моде, экологии, байкерам и любителям анимэ.
Классическую петербургскую культуру представляют фестивали, имеющие в своем названии имеют отсылку к Петербургу, к известным петербургским памятникам или к известным жителям города (например, «Адмиралтейская музыка», День памяти А. Пушкина, «Музыкальный Эрмитаж», «Дефиле на Неве», «Культурная столица», «Петербургская музыкальная весна», «Дельта Невы», «Венок славы Александра Невского» и др.)
Традиционную русскую культуру представляют: «Масленица», «Императорские сады России», «Академия православной музыки», «Славянское кольцо», «Русская сказка» и пр.
Ориентация на период «белых ночей» отразилась в названиях таких фестивалей, как Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» и «Белая ночь романтической музыки»
Большинство петербургских фестивалей являются международными (имеют в своем названии слова «международный», «открытый» или посвящены культуре иных стран). Среди представленных на официальном сайте Администрации С.-Пб таких фестивалей и конкурсов больше 60 % (например, «Дни культуры Шотландии», «Фестиваль балтийских городов», «День Европы», «Интерфолк» или Фестиваль традиционной японской культуры «Сад удовольствий»)

Слайд 9

Отдельные «кейсы»

«Алые паруса» (один из символов города)
«Ночь музеев» (массовость: 2010 г. свыше 76

Отдельные «кейсы» «Алые паруса» (один из символов города) «Ночь музеев» (массовость: 2010
тыс. чел., 2011 г. – более 85 тыс. чел.)
«Современное искусство в традиционном музее» (креативность и транспортное сообщение)
«Петербургская музыкальная весна» (в мае 2012 года пройдет в 48 раз)
«Императорский букет» в Государственном музее-заповеднике «Павловск», праздник фонтанов (Фонтаниана) в Государственном музее-заповеднике «Петергоф»
«Детские дни в Санкт-Петербурге»

Слайд 10

Общие выводы рассмотрения фестивалей
1. Большинство фестивалей (около 40%) проходит за 5 теплых

Общие выводы рассмотрения фестивалей 1. Большинство фестивалей (около 40%) проходит за 5
месяцев (май-сентябрь), что показывает их определенную ориентацию на туристов. В целом распределение по месяцам более-менее равномерное.
2. Более 60% петербургских фестивалей являются международными (имеют в своем названии слова «международный», «открытый» или посвящены культуре иных стран).
3. Примерно треть ежегодных фестивалей моложе 10 лет, а 16% от общего количества представленных на сайте Администрации проводились от 10 до 15 раз.
4. Организация культурных фестивалей способствует взаимодействию официальных властей города с учебными заведениями, общественными организациями и коммерческими структурами
5. Культурные акции и фестивали, в том числе музейные, стали неотъемлемой частью «бренда» Петербурга, сравнимые по значимости с образами Государственного Эрмитажа или Мариинского театра как традиционных «визитных карточек» города
6. Сохранение за Петербургом этого почетного звания требует дополнительных усилий по организации разнообразных культурных мероприятий, а также по их популяризации как в России, так и за рубежом (казус Перми 2010 г.)

Слайд 11

Творческие кластеры

Первым в России «творческим кластером» можно назвать арт- центр «Пушкинская, 10»,

Творческие кластеры Первым в России «творческим кластером» можно назвать арт- центр «Пушкинская,
появившийся в 1989 г.
«Первооткрыватели»: английские Ливерпуль, Манчестер и Шеффилд (бывшие промышленные районы заполнены небольшими компаниями из сферы творческих индустрий)
В России подобные проекты появились в Москве (например, Центр современного искусства «Винзавод», Центр творческих индустрий «ПRОЕКТ-FАБRИКА», дизайн-завод «Флакон»), в Санкт-Петербурге (Лофт-проект «Этажи» и др.), в Перми и других регионах

Слайд 12

Социальное измерение деятельности творческих секторов

Используют современные технологии создания и репродуцирования культурных продуктов
Непосредственная

Социальное измерение деятельности творческих секторов Используют современные технологии создания и репродуцирования культурных
обратная связь с потребителем (вовлечение)
Повышение образовательного уровня населения
Изменение стиля жизни (развитие творческих способностей)
Новое измерение жизни («качество жизни»)

Слайд 13

Направления дальнейшего исследования:

1. В рамках общего исследования Лаборатории экономики культуры интервьюирование организаторов

Направления дальнейшего исследования: 1. В рамках общего исследования Лаборатории экономики культуры интервьюирование
культурных (прежде всего, музейных) фестивалей
2. Определение выборки фестивалей из всего спектра представленных мероприятий (по размеру, по длительности существования, по степени «креативности», по демографическим и социальным характеристикам аудитории)
3. Классификация фестивалей культуры
4. Подробное рассмотрение социальных последствий деятельности креативных фестивалей
5. Выработка практических рекомендаций по развитию Петербурга как «креативного города» (теоретическое обоснование)
Имя файла: «Культурные-фестивали-в-Санкт-Петербурге-как-пример-внедрения-творческих-индустрий».pptx
Количество просмотров: 190
Количество скачиваний: 0