4_Докса и парадокса

Содержание

Слайд 2

Почему то, что
«нормальный человек»
знает о философии,
не имеет никакого отношения
к философии?

ТЕМА ТОЧНЕЕ («неакадемическая» формулировка):

Почему то, что «нормальный человек» знает о философии, не имеет никакого отношения

Слайд 3

Распространённые МНЕНИЯ о философии

Распространённые МНЕНИЯ о философии

Слайд 4

Распространённые МНЕНИЯ о философии
Что значит «распространённые»?
Чьи именно?
а) ничьи;

Распространённые МНЕНИЯ о философии Что значит «распространённые»? Чьи именно? а) ничьи;

Слайд 5

Распространённые МНЕНИЯ о философии
Что значит «распространённые»?
Чьи именно?
а) ничьи; б) «наши».

Распространённые МНЕНИЯ о философии Что значит «распространённые»? Чьи именно? а) ничьи; б) «наши».

Слайд 6

Распространённые МНЕНИЯ о философии
И сначала – о понятии «докса»

Распространённые МНЕНИЯ о философии И сначала – о понятии «докса»

Слайд 7

Мнение = δοξα

Мнение = δοξα

Слайд 8

Мнение = δοξα
Мнение знание (επιςτήμη)

Мнение = δοξα Мнение знание (επιςτήμη)

Слайд 9

Мнение = δοξα
Мнение знание (επιςτήμη)
истина (άλήθεια)

Мнение = δοξα Мнение знание (επιςτήμη) истина (άλήθεια)

Слайд 10

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa

Чувственное
Рассудочное
Интеллектуальное
=разумное

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa Чувственное Рассудочное Интеллектуальное =разумное

Слайд 11

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa

спутанно
правдоподобно
истинно

Чувственное
Рассудочное
Интеллектуальное
=разумное

Ср. – XV в., Nicolai de Cusa спутанно правдоподобно истинно Чувственное Рассудочное Интеллектуальное =разумное

Слайд 12

Читать:

Новая философская
энциклопедия, статья
«Истина».
Фрагменты ранних греческих
философов. Ч. 1 / под ред.
А. В. Лебедева.

Читать: Новая философская энциклопедия, статья «Истина». Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1
– М.: Наука,1989.

Слайд 13

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии

Докса – стихийное, обыденное, естественное мнение;
«философия же состоит из

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии Докса – стихийное, обыденное, естественное мнение; «философия
paradoxa».
Ортега-и-Гассет. Что такое философия?

Слайд 14

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии
Др.-греч. παράδοξος странный, неожиданный (ср. παρα-δοκέω «кажусь»)
А. Тарковский: «Одна

Расхожие мнения (ДОКСЫ) о философии Др.-греч. παράδοξος странный, неожиданный (ср. παρα-δοκέω «кажусь»)
капля, и ещё одна капля – будет…»

Слайд 15

«Нужда в доксе –
не первичная, поздняя.
Дети – когда-то – начинали с истины.
Раннее

«Нужда в доксе – не первичная, поздняя. Дети – когда-то – начинали
событие принятия мира (мы о нём забыли)».
В. В. Бибихин. Чтение философии
(дети – философы???
Они же «ничего не понимают»)

Слайд 16


Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э. (69 Олимпиада)) [поэма «О

Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э. (69 Олимпиада))
природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях».

Философия и поэзия:
Ксенофан Колофонский, Эмпедокл, Платон…

Слайд 17

Греческие колонии на Апеннинах
и в Сицилии (Великая Греция)

Греческие колонии на Апеннинах и в Сицилии (Великая Греция)

Слайд 18

δοξα

άλήθεια

Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э. (69 Олимпиада)) [поэма «О

δοξα άλήθεια Впервые – у Парменида (элеат, акме 504-501 до н. э.
природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях».

Слайд 19

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим
и шарообразным;
а в

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим и шарообразным; а
соответствии с мнением толпы,
для того чтобы истолковать генезис феноменального мира, полагает два начала:
огонь и землю, одно как материю, другое как творящую причину…»

Фрагменты ранних греческих философов… С. 276

Слайд 20

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим
и шарообразным;
а в

«В соответствии с истиной он полагает универсум единым, невозникшим и шарообразным; а
соответствии с мнением толпы,
для того чтобы истолковать генезис феноменального мира, полагает два начала:
огонь и землю, одно как материю, другое как творящую причину…»

Теофраст. Пери фюсис
Фрагменты ранних греческих философов… С. 276

Слайд 21

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ

άλήθεια

Впервые – у Парменида [«О природе»,

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ άλήθεια Впервые – у
сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 22

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном =

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ άλήθεια Открывается в мыслимом
ИСКОМОЕ

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 23

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ
У большинства, и потому множественное

άλήθεια
Открывается в

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ У большинства, и потому
мыслимом / помысленном = ИСКОМОЕ

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 24

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ
У большинства, и потому множественное (распределённое

δοξα Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ У большинства, и потому
по всем)

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном = ИСКОМОЕ
Одно / единое / достижимое не сообща

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н. учение о «двух путях»

Слайд 25

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях»)

δοξα
Открывается на основе чувственных

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях») δοξα Открывается
восприятий = ДАННОЕ
У большинства, и потому множественное
Изменчивое

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном = ИСКОМОЕ
Одно / единое / достижимое не сообща

Слайд 26

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях»)

δοξα
Открывается на основе чувственных

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях») δοξα Открывается
восприятий = ДАННОЕ
У большинства, и потому множественное
Изменчивое

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном = ИСКОМОЕ
Одно / единое / достижимое не сообща
Недвижное / пребывающее / вечное

Слайд 27

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях»)

δοξα
Открывается на основе чувственных

Впервые – у Парменида (т. н. учение о «двух путях») δοξα Открывается
восприятий = ДАННОЕ
У большинства, и потому множественное
Изменчивое
Кажимость (мир явлений=феноменов)

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном = ИСКОМОЕ
Одно / единое / достижимое не сообща
Недвижное / пребывающее / вечное

Слайд 28

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т. н.

Впервые – у Парменида [«О природе», сохр. ок. 160 стихов] – т.
учение о «двух путях»

δοξα
Открывается на основе чувственных восприятий = ДАННОЕ
У большинства, и потому множественное
Изменчивое
Кажимость (мир явлений=феноменов)

άλήθεια
Открывается в мыслимом / помысленном = ИСКОМОЕ
Одно / единое / достижимое не сообща
Недвижное / пребывающее / вечное
Реальное / действительное

Слайд 29

Парменид, фр. 8, 53-54
Смертные так порешили: назвать именами две формы,
Коих одну не

Парменид, фр. 8, 53-54 Смертные так порешили: назвать именами две формы, Коих
должно – и в этом их заблужденье…
<Свет>…пламени огнь эфирный,
Лёгкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду,
Но не другому…
Знанья лишённую Ночь – тяжёлое, плотное тело…
теорема Томаса

Слайд 30

παράδοξα

Παρά – вопреки, несмотря (на), мимо

παράδοξα Παρά – вопреки, несмотря (на), мимо

Слайд 31

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА

Слайд 32

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА
Мир – нечто простое, «очевидное» для каждого;

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА Мир – нечто простое, «очевидное» для каждого;

Слайд 33

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА
Мир – нечто простое, «очевидное» для каждого;
мир –

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА Мир – нечто простое, «очевидное»
предельная целостность, единство без изъятия, без исключения. «Всё»…

Слайд 34

παράδοξα

1. Философский сюжет
о НЕВИДИМОСТИ МИРА
…если на всё это вы сказали – «да»,
то

παράδοξα 1. Философский сюжет о НЕВИДИМОСТИ МИРА …если на всё это вы
мир – нечто невидимое.

Слайд 35

παράδοξα

Бонус:
Даже «средний» человек имеет
возможность не один раз за жизнь усомниться в том,
что

παράδοξα Бонус: Даже «средний» человек имеет возможность не один раз за жизнь
мир устроен так, как он думал.

Выход к теории множественных реальностей

Слайд 36

παράδοξα

2. Философский сюжет о МАКСИМУМЕ как МИНИМУМЕ
(Николай Кузанский, 1440 г.:
«De docta ignorantia»

παράδοξα 2. Философский сюжет о МАКСИМУМЕ как МИНИМУМЕ (Николай Кузанский, 1440 г.:
=
«Об учёном незнании»)

Т. 1, с. 51 (пер. В. Бибихина)

Слайд 37

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть.

Предельное множество

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Предельное множество

Слайд 38

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть.
Поэтому максимальность совпадает

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Поэтому максимальность
с единством <…>

Предельное множество в собственном пределе – одно.

Слайд 39

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть.
Поэтому максимальность совпадает

«Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Поэтому максимальность
с единством <…>
Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью, то ему ничего
не противоположно по его абсолютной максимальности.

Слайд 40

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё;
в нём всё, поскольку он

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё; в нём всё, поскольку он максимум;
максимум;

Слайд 41

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё;
в нём всё, поскольку он

Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё; в нём всё, поскольку
максимум;
а поскольку ему ничто
не противоположно, с ним совпадает
и минимум».

Минимум уже включён в максимум. Он – внутри. Но максимум – неделимое (см. предыдущие шаги). Значит, минимум=максимум,
а ещё точнее – …

Слайд 42

Читать:

Н. Кузанский
«Об учёном незнании»
Гл. 14: «О том, что бесконечная истина есть треугольник».
Гл.

Читать: Н. Кузанский «Об учёном незнании» Гл. 14: «О том, что бесконечная
15: «О том, что этот треугольник будет кругом и шаром».

Слайд 43

При чтении помнить:

речь идёт не о доксе,
так что не рассчитывайте
на ожидаемое,
непротиворечивое
и «очевидное»☺

И

При чтении помнить: речь идёт не о доксе, так что не рассчитывайте
так станет понятнее
нелюбовь «среднего» человека к философу

Слайд 44

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.

Слайд 45

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.
Начало счёта (первый, второй…).

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ. Начало счёта (первый, второй…).

Слайд 46

παράδοξα

3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ.
Начало счёта (первый, второй…)
Одно = единое = целое

παράδοξα 3. Философский сюжет о ЕДИНИЦЕ. Начало счёта (первый, второй…) Одно =
= всё.