Слайд 2Когда буддизм стал проникать в Китай и возникла необходимость в местах, где
![Когда буддизм стал проникать в Китай и возникла необходимость в местах, где](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-1.jpg)
верующие могли молиться и совершать обряды, первыми стали возникать пещерные храмы. Эта традиция пришла из Индии, где Шакьямуни часто проповедовал именно в пещерах, и, кроме того, такие святилища не требовали больших финансовых затрат.
Слайд 3Со временем архитектура пещерных храмов стала приобретать черты традиционного китайского зодчества: стены
![Со временем архитектура пещерных храмов стала приобретать черты традиционного китайского зодчества: стены](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-2.jpg)
стали украшаться яркими росписями с изображениями святых, животных и растений, священные ступы были вытеснены статуями Шакьямуни.
Слайд 4Иногда буддийские храмы вырубались в отвесных скалах, и оставалось только гадать, каких
![Иногда буддийские храмы вырубались в отвесных скалах, и оставалось только гадать, каких](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-3.jpg)
усилий это стоило строителям. У верующих и странников такие храмы вызывали чувство трепета перед величием буддийской веры. Вот как описывает увиденное один из путешественников: «Там, где облака касаются горных отрогов, высятся каменные изваяния Будд, сотни пещер, тысячи статуй божков. Трудно поверить, что сотворены они руками человека, а не чудодейством богов».
Слайд 5О грандиозности и масштабах пещерных храмов можно судить по частично сохранившимся пещерам
![О грандиозности и масштабах пещерных храмов можно судить по частично сохранившимся пещерам](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-4.jpg)
Лунмэнь («Драконьи врата») в пригороде Лояна, провинция Хэнань. Начало строительства этих пещерных храмов датируется 5 веком нашей эры. Самое крупное помещение в комплексе – зал шириной 36 м и глубиной 41 м, в центре которого установлена 17-метровая статуя Будды. Пещеры Лунмэнь сильно пострадали в XIX-XX вв: часть бесценных глиняных и каменных скульптур была вывезена заграницу интервентами, часть разрушена во времена Культурной революции. Но, несмотря на принесенный урон, в сохранившемся пещерном комплексе насчитывается 60 пагод, 2345 ниш разных размеров и почти 110 000 каменных изваяний будд и святых.
Слайд 7Пещерные храмы не только сыграли важную роль в развитии буддизма в Поднебесной,
![Пещерные храмы не только сыграли важную роль в развитии буддизма в Поднебесной,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-6.jpg)
но и являются незаменимым источником информации об истории древнего Китая: в пещерных храмах можно увидеть фрески, на которых изображены старинные городские улицы, не сохранившиеся до наших дней дворцы, сады, лавки, мосты, жилые дома, бытовые сценки из жизни людей и т.д. Фресковая живопись, глиняные и каменные скульптуры пещерных храмов заняли важное место в истории изобразительных искусств Китая.
Слайд 9
По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами,
![По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-8.jpg)
которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII—IX вв.).
Слайд 10Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500—523, Гуян, 495—575,
![Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500—523, Гуян, 495—575,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/477119/slide-9.jpg)
и Фынсянь, 627—675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672—676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Лунмэнь характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.