Ощущение

Содержание

Слайд 2

Первичные регуляторы поведения.
Обладают динамическими характеристиками.
Формируют определенные состояния.
Познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные

Первичные регуляторы поведения. Обладают динамическими характеристиками. Формируют определенные состояния. Познавательные, эмоциональные и
психические процессы связаны с восприятием и переработкой информации.

Слайд 3

Две группы психических процессов:

Специфические, или собственно познавательные процессы. Результатом этих процессов

Две группы психических процессов: Специфические, или собственно познавательные процессы. Результатом этих процессов
является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:
— ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
— восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция — восприятие изображения, объектов;
— мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

Слайд 4

Неспецифические, т. е. универсальные психические процессы. Эти процессы называют также сквозными, в

Неспецифические, т. е. универсальные психические процессы. Эти процессы называют также сквозными, в
том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему.
— память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;
— внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;
— воображение прогнозирует будущий опыт.

Слайд 5

Ощущение
это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и

Ощущение это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и
явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Чувственное отображение объективной реальности
Физиологическая основа – сложный комплекс анатомических структур, названных И.П.Павловым анализаторами.
Ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс).
Ощущения не только источник знаний о мире, но чувств и эмоций. Некоторые цвета, звуки, запахи вызывают определенные чувства.

Слайд 6

Физиологическая основа ощущений – нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный

Физиологическая основа ощущений – нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный
ему анализатор.

Анализатор

Периферический отдел - рецептор

Афферентные и эфферентные нервы

Подкорковые и корковые отделы анализатора

Слайд 7

Существуют различные подходы к классификации ощущений.
Приня­то различать пять (по количеству органов

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Приня­то различать пять (по количеству органов
чувств) основных видов ощущений: обо­няние, вкус, осязание, зрение и слух.
Б. Г. Ананьев го­ворил об одиннадцати видах ощущений.

Слайд 9

Систематическая классификация ощущений.
Предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном.

Шеррингтон Чарльз Скотт (1857-1952) —

Систематическая классификация ощущений. Предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Шеррингтон Чарльз Скотт (1857-1952)
английский физиолог и психофизиолог. В 1885 г. он окончил Кембриджский университет.
С 1914 по 1917 г. он— профессор-исследователь по физиологии в Королевском институте Великобритании.
Лауреат Нобелевской премии.
Получил широкую известность благодаря своим эксперименталь­ным исследованиям, которые проводил, исходя из представления о нервной системе как о целостной системе.

Слайд 11

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и
называются тельцами Паччини.
Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукруж­ных каналах внутреннего уха.

Слайд 12

Свойства и характеристики ощущений

Качество - характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую

Свойства и характеристики ощущений Качество - характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением,
его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.
Например, вкусовые ощущения пре­доставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.
Обоняние: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода

Слайд 13

Интенсивность - количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального

Интенсивность - количественная характеристика и зависит от силы действующего раздражителя и функционального
состояния ре­цептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.
Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Свойства и характеристики ощущений

Слайд 14

Длительность ощущения - временная характеристика возникшего ощу­щения.
Латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя

Длительность ощущения - временная характеристика возникшего ощу­щения. Латентный (скрытый) период. При воздействии
на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время.
Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс., для бо­левых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.

Свойства и характеристики ощущений

Слайд 15

Пространственная локализация
Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в

Пространственная локализация Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в
пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет теп­ло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Свойства и характеристики ощущений

Слайд 16

Степень чувствительности

Абсолютная чувствительность - способность ощущать слабые раздражители.
Чувствительность к различению - способность

Степень чувствительности Абсолютная чувствительность - способность ощущать слабые раздражители. Чувствительность к различению
ощущать слабые различия между раздражителями.
Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Слайд 17

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Величина стимула, при которой на­чинается ощущение - нижний абсолютный порог (Г.Т.Фехнер).

Фехнер Густав Теодор (1801 -1887) — немецкий физик, фи­лософ и психолог, основатель психофизики. Фехнер — автор программного труда «Элементы психофизики» (1860).
В этой работе он выдвинул идею создания особой науки — психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть за­кономерные соотношения двух видов явлений — психических и физических, — связанных между собой функционально.

Слайд 18

Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека

Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека

Слайд 19

Верхний абсолютный порог — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.

Верхний абсолютный порог — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
Верхний абсолют­ный порог иногда называют болевым порогом, потому что при соответствующих ему величинах стимулов мы испытываем боль — резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.

Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Слайд 20

Чем слабее раздражитель, вызы­вающий ощущение, тем выше чувствительность.

Чем слабее раздражитель, вызы­вающий ощущение, тем выше чувствительность.

Слайд 21

Чувствительность к различию - чувствительность к изменению раздражителя.
Чтобы почувствовать минималь­ное различие в

Чувствительность к различию - чувствительность к изменению раздражителя. Чтобы почувствовать минималь­ное различие
характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо из­менить силу его воздействия на определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

Слайд 22

В 1834 году немецкий психолог Эрнст Вебер
открыл, что
чем выше начальная интенсивность

В 1834 году немецкий психолог Эрнст Вебер открыл, что чем выше начальная
стимула, тем больше должно быть
изменение стимула, чтобы испытуемый его заметил.
Порог различения для разных органов чувств различен, НО для одного и того же анализатора – постоянная величина!

Слайд 23

Закон Бугера—Вебера.
Порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в

Закон Бугера—Вебера. Порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается
виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздра­жителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях.

Слайд 24

Закон Фехнера
Если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут возрастать

Закон Фехнера Если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут
в арифметической прогрессии.
Интенсивность ощущений возрастает не пропорционально из­менению раздражителей, а гораздо медленнее, т.е.
если раздражи­тель образует такой ряд: 10; 100; 1000; 10 000,
то интенсивность ощущения будет пропорциональна числам 1; 2; 3; 4.

Слайд 25

S = K * LgI +C,
(где S — интенсивность ощущения; I —

S = K * LgI +C, (где S — интенсивность ощущения; I
сила раздражителя; K и C — константы).
Основной психофизический закон, или закон Вебера—Фехнера.
Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя

Слайд 26

Сенсорная адаптация -измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на

Сенсорная адаптация -измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на
него раздражителям.
При действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувстви­тельность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Слайд 27

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств
называется.
Освещение глаз делает слышимые звуки более громкими.

Слайд 28

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения.
Синестезия - возникновении

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Синестезия -
под влиянием раздражения одного анализатора ощу­щения, характерного для других анализаторов.
Зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин).

Слайд 29

Лурия Александр Романович (1902-1977) — российский психолог, основопо­ложником отечественной нейропсихологии.
Доктор психологических

Лурия Александр Романович (1902-1977) — российский психолог, основопо­ложником отечественной нейропсихологии. Доктор психологических
и медицин­ских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал с Л. С. Выготским над созданием культурно-исто­рической концепции развития высших психических функций.
Основной вклад А. Р. Лурии - разработка теоретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической локализации высших психических функций и их нарушений при повреждениях мозга.
Им были проведе­ны исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произволь­ных движений и действий.

Слайд 30

Пример синестезии
Известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот

Пример синестезии Известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией.
человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему челове­ка, например, «желтый и рассыпчатый».
Тоны, которые он слышал, вызывали у не­го зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».
Имя файла: Ощущение.pptx
Количество просмотров: 66
Количество скачиваний: 0