Александр Николаевич Островский. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность нее порок»

Содержание

Слайд 2

Цель
Выявить значение драматургии Островского
Познакомить обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»
Повторение теории

Цель Выявить значение драматургии Островского Познакомить обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок» Повторение теории литературы
литературы

Слайд 3

Работа с эпиграфом урока

«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные

Работа с эпиграфом урока «Вы один достроили здание, в основу которого положили
камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».
А.И.Гончаров

Слайд 4

Вопрос к классу:
Какую сторону дара Островского отметил А.И.Гончаров?

Вопрос к классу: Какую сторону дара Островского отметил А.И.Гончаров?

Слайд 5

Жизнь Александра Николаевича Островского
З1 марта (12 апреля) 1823 г –
2 (14

Жизнь Александра Николаевича Островского З1 марта (12 апреля) 1823 г – 2 (14 июня) 1886 г
июня) 1886 г

Слайд 6

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском

Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде.
суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла при родах, когда Александру было четыре года.
Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский.
Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье.

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье

Слайд 7


С детства он рос к среде купеческого и чиновничьего Замоскворечья,

С детства он рос к среде купеческого и чиновничьего Замоскворечья, потому жизнь
потому жизнь и быт людей этих социальных слоев Москвы были ему хорошо знакомы. Детские и юношеские наблюдения легли в основу сюжетов пьес А.Н.Островского, а впечатления от быта, полученные в отцовском доме помогли точнее и ярче описать жизнь героев его пьес.

Интерьер дома-музея А.Н.Островского в Москве

Слайд 8

Этапы творческого пути А.Н.Островского

Ранний (1847 – 1851), период поиска путей и вступления

Этапы творческого пути А.Н.Островского Ранний (1847 – 1851), период поиска путей и
литературу пьесой «Свои люди – сочтемся!»
«Москвитянский» (1852 – 1854), когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»
Предреформенный (1855 – 1860), когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Бесприданница» «Гроза»
Пореформенный (1861 – 1886)

А.Н.Островский (сидит крайний справа)
в кругу сотрудников журнала
«Современник»

Слайд 9

О чем говорят фамилии в пьесах А.Н.Островского

Одним из приемов образования фамилий

О чем говорят фамилии в пьесах А.Н.Островского Одним из приемов образования фамилий
у А.Н.Островского является метафоризация. Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных пород птиц: беркут – сильный горный орел, зоркий и кровожадный; коршун – хищник послабее, способный схватить добычу поменьше.
Если персонаж с фамилией Беркутов из породы «волков» (что подчеркнуто названием пьесы) и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).

Слайд 10

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц,

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб)
рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: он как бы характеризует людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Ласовкий хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.

Слайд 11

Фамилия может указывать:
на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова;

Фамилия может указывать: на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова;

на манеру поведения: Гневашев, Громилов, Лютов, Грознов;
на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужин;
на социальное и материальное положение: Большов, Великатов…
В фамилиях Мальцов, Тугина, Мыкин, Кручинина указывается на трудную, полную лишений и нужды жизнь их хозяев.

Слайд 12


Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский

Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в
(«Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»).

Слайд 13

Пьеса «Бедность не порок»

Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года,

Пьеса «Бедность не порок» Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года,
а начата 22 августа того же года.
В первоначальном варианте пьеса должна была называться «Гордым бог противится» и состоять всего из 2 актов.
К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М.П.Погодину:
«Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты».
Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.

Слайд 14

Критика о комедии «Бедность не порок»

Ни одна из пьес А.Н.Островского не

Критика о комедии «Бедность не порок» Ни одна из пьес А.Н.Островского не
вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.

А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей
и критиков Москвы

Слайд 15

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания
окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.
В Петербургском Александриинском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 года.
На сцене Малого театра комедия «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой пьесы участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О.О.Садовская – Пелагея Егоровна, М.Н.Ермолова – Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей – артист Александриинского театра Павел Васильев).
Неизменной любовью пользовалась пьеса «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуарах театров одно из самых первых мест.

Александр Евстафьевич
Мартынов – актер Малого театра

Михаил Семенович Щепкин

Пров Михайлович Садовский –
ведущий актер Малого театра

Слайд 16

Сцены из пьес А.Н.Островского

Сцена из драмы «Бесприданница»

«Снегурочка»

«На всякого мудреца
довольно простоты»

«Не все

Сцены из пьес А.Н.Островского Сцена из драмы «Бесприданница» «Снегурочка» «На всякого мудреца
коту Масленица»

«Женитьба Бальзаминова»

Имя файла: Александр-Николаевич-Островский.-Имена-и-фамилии-в-пьесах-Островского.-Пьеса-«Бедность-нее-порок».pptx
Количество просмотров: 145
Количество скачиваний: 0