Архитектурно-художественные особенности промышленных зданий в конце XIX в

Содержание

Слайд 2

Наступивший XIX в. открыл эру становления и утверждения промышленной архитектуры, ее признания

Наступивший XIX в. открыл эру становления и утверждения промышленной архитектуры, ее признания
как отдельной области зодчества.
Особенностью российских условий стало утверждение капиталистических отношений в отраслях так называемого стратегического значения — металлургической, оружейной, суконной, и в виде казенных, государственных предприятий.
Источник энергии изменился: энергия воды окончательно уступила место энергии пара, которая стала основной практически на сто последующих лет.
Первыми крупными предприятиями с паровыми машинами на территории Беларуси были суконная фабрика в имении Пусловкого в Хомске Кобринского уезда и сахарный завод в имении Скирмунтов в деревне Поречье Пинского уезда

Слайд 3

05

04

Новые материалы

Чугун

Сварное железо

Сталь

Большое воздействие на промышленное, гражданское строительство

Полный каркас

Железобетон

01

02

03

05 04 Новые материалы Чугун Сварное железо Сталь Большое воздействие на промышленное,

Слайд 4

Франция

Первым в мире каркасным зданием исследователь архитектуры З. Гидион назвал шоколадную фабрику

Франция Первым в мире каркасным зданием исследователь архитектуры З. Гидион назвал шоколадную
Менье в Нойзелсур-Марне, Франция (1869—1872 гг., архитектор Дж. Сулниер)

Слайд 5

1890-х гг. чугунные конструкции стали вытесняться стальными, это касалось в первую очередь

1890-х гг. чугунные конструкции стали вытесняться стальными, это касалось в первую очередь
балок, кирпич начал заменяться бетоном
Новые материалы изменили внешний облик зданий. За счет освобождения стены от нагрузки, элементы каркаса стали выноситься на фасад.

Слайд 6

Российско-американская резиновая мануфактура «Треугольник»

Фабрика «Невка»

Российско-американская резиновая мануфактура «Треугольник» Фабрика «Невка»

Слайд 7

С 1910-х гг. тип здания с ярусной организацией пространства стал уступать место

С 1910-х гг. тип здания с ярусной организацией пространства стал уступать место
типу здания с развитием пространства в одной плоскости.
Одноэтажное пролетное здание демонстрировало новые качества, необходимые промышленному производству. Прежде всего, это была возможность сделать технологические связи простыми и эффективными.

Слайд 8

Параллельно с наращиванием размеров одноэтажное здание получило дальнейшее пространственное развитие, что отразилось

Параллельно с наращиванием размеров одноэтажное здание получило дальнейшее пространственное развитие, что отразилось
в создании нескольких новых разновидностей типа. К существовавшим разновидностям — зданию без внутренних опор и базиликальному, добавились круглое (round-house), шедовое и пролетное здания. Новая бумагопрядильня в Петербурге, 1868 г

Слайд 9

Шедовое здание получило свое название из-за формы покрытия. Его внутреннее пространство строилось

Шедовое здание получило свое название из-за формы покрытия. Его внутреннее пространство строилось
в виде отдельных ячеек 10—11 × 5—6 м, шеды создавались кирпичными арками по металлическим или деревянным балкам или фермам и ориентировались на север. В то же время формирование объема отдельными ячейками давало возможность застраивать участки неправильной, и даже треугольной формы(ткацкие цеха в Великобритании). Обнаружившиеся достоинства шедового подтипа — хорошая, ровная освещенность и вентиляция во всем объеме, возможность наблюдения за полным производственным процессом, были достаточно новыми для промышленной архитектуры, и максимально проявились в пролетной разновидности одноэтажного здания.

Слайд 10

Башенная мастерская Путиловского завода в Петербурге, 1913 г

Стены могли быть кирпичными самонесущими,

Башенная мастерская Путиловского завода в Петербурге, 1913 г Стены могли быть кирпичными
из металлических листов, бетона или полностью остекленными. Кирпич достаточно долго был основным стеновым материалом и считался эстетически более выразительным

Слайд 11

Михайловская водонапорная башня

Внутреннее, замкнутое и целостное пространство объектов подчинялось только

Михайловская водонапорная башня Внутреннее, замкнутое и целостное пространство объектов подчинялось только технологическим
технологическим требованиям, а их объем отличался необычной формой: конусообразной, кубической, цилиндрической с шатровым покрытием и проч
внешний вид строился исходя из двух подходов. В соответствии с первым подходом сооружение отождествлялось промышленному зданию, ему и придавалось внешнее подобие путем имитации окон, дверей, использования элементов фасадного декора.
Его, например, демонстрируют кирпичные водонапорные башни, которые и сегодня можно встретить в большом количестве в застройке городов и поселков, железнодорожных станций Европы

Слайд 12

Появившиеся после введения газового освещения хранилища газа — газгольдеры также отождествлялись зданиям.

Появившиеся после введения газового освещения хранилища газа — газгольдеры также отождествлялись зданиям.
На Обводном канале в Петербурге, Россия, и сегодня стоит газгольдер, построенный архитектором Р. Б. Бернгардом в 1880-е гг., его октагональная емкость находилась за кирпичными стенами, имитирующими здание

Баранчинский завод на Урале (1898 г.)

Слайд 13


С наступлением XIX в. художественное осмысление архитектуры промышленного здания начало кардинально

С наступлением XIX в. художественное осмысление архитектуры промышленного здания начало кардинально меняться,
меняться, в отличие от предыдущего, «пионерного» периода, когда объекты производства только заявляли о себе. Этому способствовал ряд объективных обстоятельств, обусловивших проникновение художественного мировоззрения в промышленное проектирование. Прежде всего, заводы и фабрики не были уже единичными примерами новых архитектурных объектов, они возводились массово, и что принципиально важно — стали перемещаться из сельской местности в города. Возникала необходимость учитывать градостроительные условия в объемно-планировочном решении, как всего предприятия, так и его составляющих — зданий и сооружений.

Слайд 14

Группы зданий XIX в.

поиски собственного художественного языка

Художественные стили использовались как внешнее украшение,

Группы зданий XIX в. поиски собственного художественного языка Художественные стили использовались как
декорация

Полное разделение и автономия архитектурного и инженерного труда

Поиск собственных художественных средств

Слайд 15

Готические приемы касались в основном декора, а не объемно-пространственного построения здания. В

Готические приемы касались в основном декора, а не объемно-пространственного построения здания. В
то же время, декоративные детали использовались в специальных местах фасадных плоскостей, демонстрируя узловые точки каркаса и места, подверженные разрушению от возникающей в процессе работы машин вибрации: Россия — спиртоводочный завод Штриттера в Петербурге (1890 г.)

Слайд 16

Добрушская бумажная фабрика (1871 г.), полностью соответствовала мировому уровню развития промышленной архитектуры

Добрушская бумажная фабрика (1871 г.), полностью соответствовала мировому уровню развития промышленной архитектуры
как с точки зрения объемно-пространственного и планировочного построения, так и решения художественных вопросов. Фасады корпусов были выполнены в неоготике, художественно осмыслены и чисто утилитарные, технические устройства — выпуски вентиляции на кровле зданий.

Слайд 17

Готический стиль в промышленном строительстве имел также свои интерпретации, например, сформировавшиеся здесь

Готический стиль в промышленном строительстве имел также свои интерпретации, например, сформировавшиеся здесь
несколько раньше, чем в гражданской архитектуре, аркадный стиль и кирпичный стиль(Россия — хлебозавод в Петербурге (1914 г.); на белорусских землях — винокуренные заводы в Жабчицах Пинского уезда, Остроглядах Речицкого уезда, Савейках Слуцкого уезда, пивоваренные заводы в Гродно (1872 г.), Минске, Вокзальный и Кошарский заводы в Минске (1895—1903 гг.)
Имя файла: Архитектурно-художественные-особенности-промышленных-зданий-в-конце-XIX-в.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0